В ряды начальствующего состава МВД вернулся бывший командир спецподразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» Николай Карпенков.
Как стало известно интернет-газете Naviny.by, полковник Николай Карпенков приказом министра назначен начальником управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми (УПНиПТЛ). В пресс-службе МВД эту информацию подтвердили, однако не смогли сказать, каким числом датирован приказ. «На прошлой неделе или ранее», — только и удалось пока от них узнать.
По сведениям интернет-газеты, предшественник Карпенкова – полковник Александр Гаврилов, возглавлявший управление с 2008 года, – ушел в отставку по достижении 50-летнего возраста: 9 октября он отметил юбилей. Говорили, что Гаврилову предлагали продлить контракт еще на пять лет, однако он отказался. К месту заметить, что уход Гаврилова его подчиненные восприняли с сожалением. В то же время слух о том, что на его место придет Николай Карпенков, был воспринят без энтузиазма. Но, как говорят в этой среде, – приказы не обсуждаются.
Что касается Карпенкова, то о нем ничего не было слышно почти два года. 27 декабря 2010 года тогдашний министр внутренних дел Анатолий Кулешов своим приказом освободил его от занимаемой должности командира спецподразделения по борьбе с терроризмом «Алмаз» МВД. На место Карпенкова был назначен выходец из Погранкомитета полковник Виктор Зураев.
Как сообщало управление информации и общественных связей МВД, «данное назначение связано с переводом Николая Карпенкова на другую должность в системе Министерства внутренних дел и обусловлено проводимыми в МВД мероприятиями, направленными на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью и обеспечение общественной безопасности в стране. Руководство милицейского ведомства отмечает добросовестную многолетнюю работу Карпенкова и высоко ценит его личный вклад в поддержание правопорядка в Беларуси».
Какую должность все это время занимал полковник Карпенков – неизвестно. О нем вообще мало сведений. Николаю Николаевичу 44 года. В 1992-1994 годах он являлся командиром боевой группы подразделения «Беркут», на базе которого в 1994 году и был создан «Алмаз». Затем служил в «других местах», из них известно только одно: служба безопасности Лукашенко. Спецподразделение по борьбе с терроризмом «Алмаз» Карпенков возглавил в 2003 году. В феврале 2004-го указом правителя ему было досрочно присвоено звание полковника.
Специфика службы Карпенкова была такова, что он старался не попадать в объективы фотокамер. Почти на всех фотографиях его лицо размыто. Похоже, что эта традиция соблюдается до сих пор. На сайте МВД — только ФИО нового начальника, нет даже краткого послужного списка. В пресс-службе МВД заметили, что это «необязательно». А вот Александр Гаврилов свое лицо не прятал. Более того, должность начальника УПНиПТЛ предполагает вполне конкретную публичность. И Гаврилов тесно общался с журналистами, с представителями общественных организаций, участвовал в пресс-конференциях, давал интервью. Поскольку Беларусь участвует в ряде значимых международных программ по борьбе с наркотиками и противодействию торговле людьми, то бывший начальник УПНиПТЛ довольно часто выезжал в страны Западной Европы.
Карпенков старается не попадать в объективы фотокамер
Следует заметить, что экс-командир «Алмаза» не входит в число белорусских чиновников, которым запрещен въезд в страны ЕС, хотя попал в поле зрения СМИ еще в 2006 году, во время компании по выборам президента. Тогда говорили, что именно под руководством полковника 2 марта 2006 года бойцы «Алмаза» задержали и избили возле Дворца железнодорожников кандидата в президенты Александра Козулина, который пытался зарегистрироваться делегатом третьего Всебелорусского народного собрания.
…Всегда предполагалось, что для службы в криминальном блоке милиции, куда входит УПНиПТЛ, и для руководства такими подразделениями требуется серьезный опыт оперативной работы. Каковой имелся, например, у Гаврилова и всех его предшественников.
Неужели сейчас в МВД кадровая проблема настолько велика, что в уголовном розыске больше не осталось профессиональных сыщиков? Или общая криминогенная ситуация настолько обострилась, что и в «интеллектуальных» структурах МВД требуется силовой подход и контроль?
А может, команда вернуть полковника Карпенкова в строй поступила сверху, да из подходящих только эта должность была вакантной?