До чего же «последовательна» порой внешняя политика Александра Лукашенко.
Стоило стране столкнуться с нарастанием кризиса в экономике на фоне фактического бойкота Минска со стороны МВФ, стоило Белоруссии задолжать России $1,5 млрд за реэкспорт в Европу нефтепродуктов из поставляемой Москвой по льготным ценам нефти, вследствие чего эта «халява» может иссякнуть уже с IV квартала с. г., как белорусское руководство тут же намекнуло России на готовность признать Абхазию и Южную Осетию, чего Москва уже давным-давно ждет от Минска, пишет сетевое издание km.ru.
Вчера глава МИД Беларуси Владимир Макей не исключил, что в будущем Минск может вернуться к пересмотру своей позиции о признании Абхазии и Южной Осетии. «Жизнь не стоит на месте, и тема белорусско-грузинских и белорусско-осетинских отношений обсуждалась сегодня», – заявил он вчера по итогам прошедшей в Минске совместной коллегии министерств иностранных дел двух стран. «Я не могу сказать, что наша позиция поменялась, но мы будем анализировать ситуацию на постсоветском пространстве и примем решение по этому вопросу, исходя из наших национальных интересов», – приводит его слова «Интерфакс».
Напомним, что Минск до сих пор не признал независимость Абхазии и Южной Осетии, несмотря на обещание рассмотреть данный вопрос, которое Александр Лукашенко вроде бы дал Москве еще в 2008 году. По белорусским законам, поясняет ИА REGNUM, данное решение входит в компетенцию президента страны, однако Лукашенко впоследствии попытался переложить бремя решения вопроса на «парламент», который, в свою очередь, только и делал, что смотрел в рот Лукашенко. Вот такая позиция по данному вопросу до сих пор озвучивалась Минском Москве.
За прошедшие годы Лукашенко ни разу не поздравил руководителей Абхазии и Южной Осетии с днями независимости их стран. При этом самим лидерам Абхазии и Южной Осетии, которыми тогда были Сергей Багапш и Эдуард Кокойты, Лукашенко твердо обещал признание. «Лукашенко говорит: «Я свое слово сдержу, обязательно в ближайшее время будет признание». Мы на похоронах Алексия II неформально встречались: я, Багапш и Лукашенко», – рассказывал Кокойты в январе 2009 года.
Но признания от Минска так и не последовало. Позднее, 1 октября 2010 года, Лукашенко сообщил журналистам о бесперспективности признания Абхазии и Южной Осетии, отметив, что «продолжения разговор не имеет». При этом Беларусь сохранила безвизовый режим с Грузией.
Что же побудило Минск заявить сейчас о возможности пересмотра своей позиции? Оказалось, что вопрос признания Абхазии и Южной Осетии – один из последних (если не единственный оставшийся) козырей Лукашенко во взаимоотношениях с Москвой. А тут над Минском явно сгустились тучи.
Правительство России, заявил российскому информагентству «Прайм» источник в органах госуправления, предложило Минску перечислить в российский бюджет недополученные средства от экспорта белорусскими предприятиями растворителей, выработанных из российского сырья. «Россия предложила вернуть в российский бюджет пошлины, недополученные от экспорта из Беларуси растворителей, разбавителей, смазочных материалов и т. д.», – заявил источник, комментируя ход шедших на днях в Москве переговоров о поставках на белорусские НПЗ российской нефти в IV квартале 2012 года и в 2013 году. Недополученные российским бюджетом средства от реализации белорусской стороной «растворительно-разбавительной» схемы оцениваются в $1,5 млрд.
ИА REGNUM напоминает в связи с этим, что на прошлой неделе в переговорах в Москве принял непосредственное участие курирующий ТЭК Беларуси первый вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко. С российской стороны вице-премьер России Аркадий Дворкович оценил тогда ход переговоров следующим образом: «Предмет переговоров – объемы поставок нефти в этом и следующем году, какие условия для этого должны быть соблюдены; прежде всего – каким образом необходимо поменять нормативную базу, чтобы не повторялись те проблемы, которые были в этом году по поставкам так называемых растворителей».
И вот, столкнувшись с такой жесткой позицией Москвы, Минск тут же вспомнил о своей «козырной карте» – вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии. «Белорусский правитель, который формально переложил вопрос о признании на плечи «парламента» (пускай, мол, народ решает), – поясняет ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, – сегодня занят поиском новых инструментов шантажа России – правда, пока совершенно безрезультатно. Да и Кремль смог в очередной раз переиграть белорусов, вначале дав возможность заниматься контрабандой, а затем абсолютно легально предъявив претензии на $1,5 млрд. А это – уже куда более серьезный аргумент, который не позволяет Лукашенко маневрировать ни в области политики, ни в области экономики. Поэтому если Россия потребует воплотить в жизнь давние обещания белорусского правителя, пообещав закрыть глаза на долги и контрабанду, то тому не останется ничего иного, как признать Южную Осетию и Абхазию. При этом вся «любовь» с Михаилом Саакашвили и «интересные» идеи возвращения Грузии в СНГ совершенно утратят декларируемую в последнее время важность, потому что на кону будет стоять политическая стабильность – единственное, что сегодня остается у белорусских властей в запасе».
Впрочем, убежден Радов, «в ближайший год никто ничего не признает (если у Александра Лукашенко вдруг не случится очередной выброс эндорфина с утра) – это более чем очевидно. Не до того сейчас ни России, ни Беларуси. Данный вопрос будет использован обеими сторонами для различного рода упреков и претензий. Это логично и ожидаемо».