В белорусских банках за просрочки выплат по кредитам ощутимо бьют рублем.
“Если у вас кредит на жилье под 32%, то за каждый день просрочки на ссуду по процентам будет начисляться двойной процент”, — говорят в "Белагропромбанке".
Наказание суровое: просрочил один день — и процент вырастет до 74%, сообщает "Еврорадио".
С марта банк может обратиться в суд и сделать наказание еще более ощутимым.
“Через суд мы можем отобрать права водителя, арестовать мобильную связь, ограничить выезд за границу”, — объясняют в “Белинвестбанке”.
Судебные исполнители районных судов Минска говорят, что отбирание прав — самая крайняя мера.
“Это очень хлопотная процедура. Мы должны узнать, есть ли у человека эти права, и через ГАИ отбирать водительское удостоверение. Но это совсем крайняя мера — после нее люди обычно очень быстро оплачивают все свои задолженности”, — рассказывают в суде Советского района.
Чаще же человеку просто ограничивают выезд за границу. В половине случаев наказание себя оправдывает. Судебные исполнители прикидывают, что удельный вес количества должников по кредитам немаленький — около 20% от всех судебных постановлений в суде Советского района. Такие же цифры озвучивают и в Октябрьском районе, и в Первомайском.
Нечасто судебные исполнители арестовывают мобильную связь. Деньги с мобильного телефона перечисляются в пользу банка или учреждения, которому должен должник.
“Конечно, на телефон обычно ложат небольшие суммы денег, но эта мера простая и чрезвычайно действенная. Много у кого номера телефонов очень долго, и там много контактов, связь с которыми прерывается. Если человек подключится опять на себя — этот номер опять же блокируется. На других же людей долго подключаться не будешь”, — говорит главный судебный исполнитель суда Барановичей и Барановичского района.
Кстати, в Барановичах вскоре эти меры будут применять чаще.
“С начала действия меры, с нынешнего марта, из 33 должников 21 человек нашел деньги. Значит, будем ставить эту меру на поток”, — говорят в Барановичах.
Независимый адвокат Алексей Береснев считает, что это слишком "драконовская норма" для простых людей: “Может, для злостных нарушителей эта мера и хороша, но для обычных людей — слишком”.