Средняя ставка однодневных межбанковских кредитов (МБК) в белорусских рублях 5 ноября снизилась до 40,7% с 47% 2 ноября и 49,3% 1 ноября.
Об этом сообщается на сайте Национального банка Беларуси (НББ).
Падение ставок происходит на фоне высокого спроса на рублевую ликвидность – 5 ноября оборот рублевых МБК превысил Br1 трлн, 2 ноября – Br0,9 трлн.
Таким образом, за две последние недели падение ставок МБК в нацвалюте составило около 20 процентных пунктов после достижения ими пика на уровне более 60% 22-23 октября. До этого ставки на рынке стремительно росли – с 20% годовых по состоянию на середину сентября.
Данные НББ также свидетельствуют, что регулятор с 1 ноября приостановил предоставление рублевой ликвидности госбанкам, которое он возобновил 5 октября после 8-месячного перерыва. В конце октября НББ предоставлял ликвидность госбанкам ежедневно.
По экспертной оценке, положение с рублевой ликвидностью в банковской системе выправляется с учетом моратория на прирост кредитного портфеля в госбанках и значительного – до уровня 49-50% годовых повышения с 1 ноября ставок краткосрочных депозитов в ряде крупных банков, что обеспечило массовый приток средств населения в белорусских рублях.
Как сообщалось, проявившийся в сентябре-октябре кризис ликвидности, приведший к возобновлению эмиссионной поддержки госбанков со стороны НББ, был вызван возобновлением кредитной экспансии в конце лета, ростом девальвационных ожиданий и повышением нормативов резервирования по привлеченным банками средствами в инвалюте.
В этих условиях в белорусских госбанках, в которых сконцентрирован основной объем валютных депозитов и которые несут основную нагрузку по кредитованию госпрограмм, сложился острый дефицит ликвидности, приведший к росту средней ставки по однодневным МБК в белорусских рублях в октябре до 49,2% с 24,5% годовых в сентябре. Оборот МБК в нацвалюте в октябре увеличился по сравнению с предыдущим месяцем в 2 раза, до Br14,55 трлн.
Исторического максимума - на уровне 69% - ставки МБК достигали в середине декабря 2011 года, под влиянием резкого ужесточения денежно-кредитной политики, как средства преодоления прошлогоднего валютно-финансового кризиса.