7 ноября в третий раз прошел показ фильма "В тумане" режиссера Сергея Лозницы в рамках кинофестиваля "Лістапад".
Картина открыла фестиваль одновременно в двух кинотеатрах Минска 2 ноября. В третий раз, как и в два предыдущих, в зале был аншлаг, особо жаждущим зрителям пришлось сидеть на ступеньках.
Фильм представил сам режиссер Сергей Лозница:
"Мне очень приятно представить этот фильм здесь, в Минске. Кино снято по повести Василя Быкова. Я хотел бы поблагодарить "Беларусфильм" и Беларусь, которые принимали участие в этом фильме. Для меня это было очень важно.
У фильма 5 стран-производителей: Германия, Россия, Беларусь, Латвия и Нидерланды. Сценарий для этой картины я написал в 2001 году. Мы пытались запустить эту картинку, но только спустя 10 лет это стало возможно.
Я очень волнуюсь. Спасибо большое, что вы пришли".
Журналисту TUT.by удалось пообщаться с Сергеем Лозницей.
- Почему вы обратились именно к Быкову? Чем вас привлекла именно эта повесть?
- Это очень сильная повесть, поэтому и привлекла.
- Вы лично были знакомы с Василем Быковым. Правда ли, что Быков успел ознакомиться со сценарием будущего фильма и одобрил экранизацию?
- Лично знаком не был. Я общался с Василем Быковым по телефону. В это время он уже болел и жил в Германии во Франкфурте-на-Майне.
Со сценарием познакомить не успел. Но я разговаривал с ним о Беларуси, о положении вещей, о повести "В тумане", немного поговорили о том, что я собираюсь сделать. Василь Быков просил меня не привлекать его к работе. Но из разговоров с Быковым я смог почерпнуть то, что было очень важным для меня. Он пожелал мне ни пуха ни пера.
- Для приближенности к Беларуси в идеале снимать картину нужно было в Беларуси. Почему же съемки фильма проходили в Латвии?
- Пейзаж в фильме абсолютно белорусский. Латвийский город Даугавпилс, где проходили съемки фильма, когда-то был витебской губернией. Вокруг него находятся белорусские села.
Еще стоит отметить производственные вопросы, где и насколько удобно делать фильм. Например, Латвия возвращает налог со всех денег, которые были потрачены на съемки, на территории их страны. Это порядка 20-25 процентов. Например, если вы потратили один миллион, то 250 тысяч вам возвращают. Это очень серьезная сумма, и тут продюсеру приходится задуматься, где больше плюсов, а где больше минусов.
- Сколько времени ушло на создание картины, поиск героев и съемки фильма "В тумане"?
- От начала задумки ушло около двух лет. Летом в 2010 году провел первый кастинг и этим же летом начал ездить по локациям, искать места для съемок. Первой, конечно же, была Беларусь. Я объездил всю Ушаччину, близлежащие районы. Могу отметить, что районы очень хорошо развиты. А мне нужна была глухая территория, где есть гравийные дороги, столбы, линии передач. Это сложно было найти в Беларуси, Литве, Польше. Но когда я увидел латвийский город Даугавпилс, сразу понял, что это то место, что нужно.
- После того как картину "В тумане" увидели тысячи зрителей, может быть, есть какие-то моменты, которые вы хотели бы изменить, доработать?
- Ничего не хотел бы менять. Фильм сделан, есть готовая картина. Все ошибки, если они есть, ценны тем, что они ошибки. Это уже запечатленная история.
- Сколько раз вы сами смотрели эту картинку в готовом варианте, как смотрит зритель?
- Наверное, 10 раз.
- Если говорить о белорусском кинематографе, то чего сегодня не хватает белорусскому кино, на ваш взгляд?
- Не хватает самого кинематографа – это одна большая проблема. Если в Беларуси что-то появляется – это большая редкость.
Для того чтобы существовал кинематограф, необходима индустрия. Потому что фильм – это не один режиссер, это группа из 70 человек. Все эти люди должны быть в рабочем, боевом состоянии, они должны быть готовы к выполнению определенных задач. Это значит, что люди должны работать все время. Потому что если человек не работает, он теряет навыки.
Если условно взять фильм с боевыми действиями, то, соответственно, должна быть хорошая боевая группа и хороший бюджет на это.
Если не делаются картины, то откуда возьмутся профессионалы? В Беларуси есть профессиональные ребята, которые, в основном, работают с российскими картинами. Но это не имеет отношения к белорусскому кинематографу.
Во-первых, необходима законодательная база. Режиссер и оператор не могут получать 100 евро в месяц. Потраченные тысячи метров пленки обойдутся режиссеру дороже его зарплаты. Это неправильно, это дисбаланс, но при всем - это законодательная база.
Во-вторых, поддержка со стороны государства. Беларусь должна производить 15-20 картин в год, а может, и того больше. Это примерно 15-20 миллионов евро, если брать бюджет картины в один миллион. Это малобюджетная картина, но фильм можно достойно сделать. Когда будет эта поддержка, тогда и люди с хорошими гонорарами будут чувствовать себя достойно, они не будут подрабатывать в российских сериалах. Если этого нет, то движения дальше тоже нет.
И даже если в стране есть молодые талантливые люди, которые могут снять одну, вторую, третью картину, они рано или поздно спокойно сядут на поезд и уедут на восток или на запад.
Думаю, для того, чтобы белорусское кино развивалось и не стояло на месте, нужно вводить законодательную базу и финансирование.
- Кинофестиваль "Лістапад" проходит в Минске в 19-й раз. Организаторы стремятся вырасти до уровня кинофестиваля в Каннах. Принимая участие в Каннском кинофестивале и "Лістападзе", что можете сказать?
- У этих фестивалей разные задачи. Каннский фестиваль – это законодатель моды в мировом кино. Они пытаются отслеживать и поддерживать тенденции мирового кино, языка, режиссеров, которые делают современные фильмы. А вот задача фестиваля "Лістапад" – популяризировать кино в Беларуси. Насколько я наблюдаю за тем, как фестиваль развивается, ему удается это на славу. Из года в год кинофестиваль становится серьезнее и серьезнее. Думаю, что в какой-то момент он начнет конкурировать с фестивалями соседних стран. Со стороны так кажется, что кино – это просто так искусство, и нас это не очень интересует. На самом же деле возможность сделать сложную картину с идеей, на которую придут посмотреть миллионы зрителей во всем мире, – очень важная вещь. Кто владеет идеями, тот владеет миром. Любой фильм связан с магическим и рациональным одновременно.
- Идеальная атмосфера для режиссера. Какой она должна быть?
- Идеальной атмосферы у режиссера не должно быть, иначе он тогда начнет почивать на лаврах. Ситуация, в которой комфортно работать, – это группа единомышленников и продюсер, который дает возможность воплотиться в картине. Это идеальная среда.
Когда я учился во ВГИКе, мой педагог как-то сказал: "Картина нужна только режиссеру, больше никому она не нужна. И большим счастьем будет оператор, который думает так же, как режиссер". У меня это счастье есть. И оператор, и звукорежиссер, и художник-постановщик, и художник по костюмам, и первый ассистент режиссера, и монтажер, и креативный продюсер – все стремятся сделать это. Во время съемок картины "В тумане" было потрясающее единение на площадке. Поэтому мне удалось воплотить этот фильм. Было тяжело, но мы сделали кино за 28 съемочных дней.