На первый взгляд в отставке председателя КГБ Вадима Зайцева ничего необычного нет.
Как там говорили классики чекистского жанра? Товарищ Берия потерял доверие. Ну, отправил в отставку Лукашенко своего очередного «берию». Ну и что? Нам и не такие страсти ранее доводилось лицезреть.
Вспомните хотя бы отставку в 2004 году генерала Леонида Ерина, который неожиданно вышел к оппозиционной демонстрации, чтобы радостно прокричать в мегафон «Жыве Беларусь!», а потом в приливе нахлынувших чувств главный ГБ-шник ни с того ни с сего пригласил нескольких независимых журналистов и политика Павла Северинца к себе в кабинет, чтобы дружественно потолковать с ними «за жизнь».
А эпопея с отставкой Степана Сухаренко в 2007-м? За падением этого специалиста по мертвым грызунам последовала публичная, и от того особенно болезненная, порка всего руководящего состава КГБ. Александр Григорьевич провел её в дорогом сердцу белорусского электората духе перманентного селекторного совещания. Моральное унижение КГБ транслировалось всеми белорусскими телеканалами. И хвалёные «рыцари плаща и кинжала», привычно нагоняющие трепетный страх на обывателя, вели себя ни чуть не лучше, чем зашоренные белорусские чиновники. То есть безропотно терпели уничижительный монолог Лукашенко и, более того, тихонько записывали мысли своего политического и, вероятно, духовного лидера.
Наверно, чтобы не забыть их в пылу накативших на ГБ-шные сердца эмоций.
После этого, казалось, удивить нас какими-то загогулинами на линии «Лукашенко-КГБ» уже невозможно. Ан нет, Александр Григорьевич снова отличился. Сегодняшняя отставка продемонстрировала беспрецедентно высокое недоверие действующего президента НОК ко всему хвалёному белорусскому КГБ.
Так, исполнять обязанности руководителя спецслужбы поручено человеку со стороны да ещё и одновременно возглавляющему Совет Безопасности.
Обычная практика такова, что в случае отставки руководителя его обязанности исполняет один из замов. Он «рулит» до утверждения нового начальника. Так было и в КГБ. Даже падение Сухаренко, который «тонул» вместе с одним из своих заместителей, не нарушило этого порядка.
А теперь вот пожалуйста. Лукашенко моментально вводит нового руководителя, который берёт в свои руки все бразды правления.
Одновременно идет расследование.
По словам и.о. председателя КГБ Леонида Мальцева, проверяется не только компетентность Зайцева, но и, что особенно примечательно, иных, не названных, должностных лиц КГБ. Очевидно, что в списке тех, кого будут проверять, есть и зампреды КГБ и именно поэтому никому из них не доверили даже временно руководить спецслужбой.
Крутая проверка, однако!
Что ж такое знал покойный подполковник КГБ Александр Казак, самоубийство которого вызвало землетрясение в отдельно взятой белорусской спецслужбе?
Узнаем ли?
Анджей Почобут, специально для charter97.org