Отставка руководителя КГБ, как в принципе, и любого другого высокопоставленного чиновника в Беларуси, событие неординарное, тем не менее, ничего сверхъестественного в этом нет.
Поэтому малоправдоподобными видятся предположения о том, что белорусское КГБ при мягкой поддержке России готовило государственный переворот. Подобные заявления скорее служат рекламе отдельным «экспертам», но не являются серьезной оценкой ситуации в Беларуси.
Природа и успех государственных переворотов в недемократических режимах заключается в слабости лидера, которого окружают мощные силовые или бюрократические группировки, находящиеся вне контроля диктатора. Это было ключевым моментом в организации и проведении военных и «бюрократических» переворотов, к примеру, в СССР во время смещения Хрущева в 1964 году, в Чили в 1973 году, в Португалии в 1974 году и т.д.
Неспособность руководителя страны консолидировать собственную власть, опереться на широкие слои населения вынуждает его искать опору в силовых (армия, спецслужбы), бюрократических структурах (партии) или финансовой олигархии, которые, в свою очередь, могут пользоваться определенной автономией и влиянием в государстве. В этих условиях, он либо превращается в послушную марионетку и представляет интересы этих групп, либо устраняется этими группами, если пытается выйти из-под их контроля.
Гарантия стабильности власти авторитарного лидера заключается не только в уничтожении оппозиции, но и своевременных и регулярных «чистках» в своем окружении.
«Чистки», как предотвращение посягательства на власть, не ограничивается смещением руководителя какой-то организации. Это – широкомасштабное уничтожение, в нашем случае, увольнение среднего (офицерского) состава силовых структур или партаппарата.
Если предположить, что в недрах белорусского КГБ зрел заговор, то Лукашенко не должен ограничиться отстранением Зайцева, который полностью предан семье президента, а начать «перетряхивание» всей структуры. К тому же, если у Лукашенко хотя бы возникло бы подозрение на «заговор» с участием руководителя КГБ, то Вадим Зайцев не отделался простым увольнением. Таких людей, с волей к власти, опасно оставлять на свободе.
Но в целом в Беларуси уже давно нет структур, ни людей, которые пользуются политической автономией и способны реально организовать государственный переворот. Тем более, Зайцев не годится ни на роль организатора заговора, ни на лидера «неких» подпольных групп. Единственное, на что сегодня способны спецслужбы, так это заниматься политическими гонениями.
На мой взгляд, причины отставки руководителя КГБ в другом:
1. Сила и устойчивость режима Лукашенко, как и любой другой авторитарной системы, заключается в том, что различные околовластные группировки, как то: силовики, бюрократы, крупные бизнесмены, осуществляют постоянную междоусобную борьбу. С одной стороны, это ослабляет все стороны и делает власть президента неоспоримой, так как не он становится зависимым от этих групп, но благополучие последних от доброй воли президента. С другой стороны, эти войны постепенно разрушают политическую систему, так как государственные структуры перестают заниматься решением непосредственных социально значимых вопросов, но заняты исключительно переделом сфер влияния, поисками компроматов, что истощает внутренние ресурсы и негативно сказывается на имидже самого Лукашенко. Поэтому главе страны необходимо вовремя остановить эти конфликты, чтобы они не переросли в открытую войну кланов, а также изымать материальные блага и направлять их на социальные нужды населения. В 2007 году конкуренция между силовыми структурами привела к тому, что сотрудниками КГБ был избит председатель КГК Зенон Ломать. В итоге своего места лишился руководитель комитета госбезопасности Степан Сухаренко. Возможно, что конфликт между различными властными группировками привел к смерти подполковника КГБ Александра Казака.
В целом же кадровые перестановки и критика руководителей различных структур показывают, что неприкасаемых в стане нет. Это дает Лукашенко определенные имиджевые преимущества.
2. Меняй и властвуй - это основной принцип успешных авторитарных лидеров. Стоит отметить, что после прихода в КГБ Вадима Зайцева, эта структура усилила свои позиции, что могло бы стать определенного рода угрозой для межструктурного равновесия, а, соответственно, и власти Лукашенко. Он как «уважающий себя диктатор» понимает необходимость регулярного перемещения таких людей, которые имеют серьезные полномочия. Консолидация какой-либо группы, тем более силовых структур, в перспективе могла бы привести к непредсказуемым процессам внутри политической системы. Стоит отметить, что с 2000 года ни один из руководителей КГБ не задерживался на этом месте более 5 лет:
- Ерин Леонид Тихонович (2000—2005)
- Сухоренко Степан Николаевич (2005—2007)
- Жадобин Юрий Викторович (2007—2008)
- Зайцев Вадим Юрьевич (с 15 июля 2008 - 2012)
Это касается и других силовых структур и ведомств: МВД, Генеральной прокуратуры, Вооруженных Сил, Администрации Президента и т.д.
Трудно сказать, делает ли это Лукашенко сознательно или интуитивно, но определенно, он понимает, что такие шаги необходимы обеспечения безопасности его персональной власти. Инстинкт власти у белорусского правителя настолько силен, что он со спокойной совестью жертвовал и наиболее преданными ему людьми: Шейманом, Наумовым, Коноплевым. У тех, кто правит, не может быть друзей.
3. В последнее время все чаще и чаще появлялась информация о том, что Виктор Лукашенко начинает играть ключевую роль в решении кадровых и политических вопросов. Вадим Зайцев рассматривался как человек Виктора. Увольнением председателя КГБ Александр Лукашенко хотел показать всем, и прежде всего, правящей элите, что именно он продолжает контролировать в этой стране все сколь-нибудь значимые шаги.
4. Можно предположить, что Лукашенко вновь затеял хитрую игру с Западом, убрал «одиозную» фигуру, которая была замешан в репрессиях против оппозиции, начиная с президентских выборов 2010 года. Хотя такой шаг можно определить как побочный эффект кадровой политики Лукашенко. Но, безусловно, на Запад через свои каналы Минск будет посылать именно такие сигналы, в которой будет содержаться информация о «новой либерализации» и «отстранении» силовиков. Подобный шаг уже был сделан в 2008 - 2009 году, когда Лукашенко убрал Виктора Шеймана, Владимира Наумова и Дмитрия Павлюченко, тем самым создав комфортные условия для ведения диалога с Западом.
Тем не менее, по моему глубокому убеждению, увольнение Зайцева никак не повлияет на функционирование политической системы и уменьшение репрессий – политической оттепели не будет.
Если же бывший глава КГБ действительно человек Виктора, то он останется на политическом поле. Вполне возможно, что возглавит Совет Безопасности РБ или Службу безопасности президента, так же как может получить должность министра обороны или губернатора. Если же Вадим Зайцев был просто технической фигурой и исполнителем, то его, скорее всего, отправят послом в далёкую страну или же он сам покинет пределы Беларуси.
Павел Усов, специально для charter97.org