Головной банк Беларуси признался, что после запрета «растворительного» бизнеса экономика страны стала испытывать сложности: внешнеторговое сальдо резко упало, а позднее и вовсе ушло «в минус».
В аналитическом обозрении Национального банка страны от 13 ноября говорится следующее: «Значимым фактором ухудшения условий внешней торговли нефтепродуктами стало ужесточение правил экспорта сублимированных нефтепродуктов (смазочных материалов, растворителей и разбавителей), производимых из импортируемой из Российской Федерации нефти, которое привело к существенному снижению экспортных доходов Республики Беларусь в третьем квартале 2012 года».
Таким образом, Нацбанк косвенно признал, что внешнеторговое сальдо держалось «в плюсе» лишь благодаря растворительно-разбавительной схеме.
В середине августа глава Нацбанка Надежда Ермакова заявляла, что прекращение экспорта нефтепродуктов никак не повлияет на ситуацию на валютном рынке, так как объемы доходов от поставок растворителей были «не такими большими».
Ермакова тогда подчеркнула, что эксперты просчитывали варианты поступления в Беларусь валютной выручки, и отсутствие поступлений от экспорта не станет критичным: «Мы считали, просчитывали, поэтому если такие решения будут приняты и не будет таких поступлений, то наша экономика это выдержит. Будем искать другие варианты валютных поступлений для того, чтобы выкупать импорт».
Между тем, Беларусь не просто лишилась постоянного и довольно легкого дохода от незаконного экспорта в третьи страны нефтепродуктов из российской нафты, теперь властям предстоит отыскать от 1,5 до 2,5 миллиардов долларов, которые требует российская сторона. Именно во столько оценен ущерб, нанесенный госказне РФ белорусскими нефтетрейдерами.