В регионах врачам-специалистам предлагают зарплату в 2 миллиона рублей.
Власти как достижение преподносят рост средней зарплаты до 500 долларов. Хотя эта круглая цифра в глазах обывателя уже давно утратила свой блеск. Искусственность этого показателя подчеркивается существенной разницей между зарплатами бюджетников и реального сектора, в городе и на селе. Если строитель в Минске легко может заработать 8 млн. рублей в месяц, то врачу в райцентре могут предложить поработать за пару миллионов.
По данным управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты, сейчас удельный вес вакансий с зарплатой свыше 4 млн. рублей составляет 10,2%, тогда как в марте текущего года был 1,3%. Лидирует по этому показателю Минск: в столице 23,8% свободных рабочих мест — с оплатой свыше 4 млн. рублей. Среди регионов максимальный этот показатель в Могилевской области (9,3%), минимальный — в Гомельской области (5,4%), пишут naviny.by.
Как заявляют в Министерстве труда и соцзащиты, отмечается стойкая позитивная динамика в росте уровня оплаты труда по предлагаемым вакансиям. Удельный вес свободных рабочих мест с зарплатой от 3,5 млн. до 4 млн. рублей вырос с 1,4% в марте до 6,5% в ноябре текущего года, от 3 млн. рублей до 3,5 млн. рублей — с 4,1% до 12,8%, от 2,5 млн. до 3 млн. рублей — с 7,7% до 14,7%.
На 1 ноября в Беларуси впервые число свободных рабочих мест достигло 72 тыс. (год назад на 1 ноября насчитывалось 61,6 тыс.).
Сегодня нанимателя в первую очередь интересуют обладатели рабочих профессий, спрос на них составляет более 80% от общего количества вакансий. При этом уже несколько лет в стране существует проблема набора в профессиональные лицеи и колледжи. Ежегодно прием документов во многие учреждения профессионально-технического образования продлевается с расчетом на то, что обучаться рабочим специальностям придут те, кто не поступил в вуз даже на платное.
Рабочих не хватает, хотя платят им традиционно больше, чем инженерно-техническим и другим работникам умственного труда. Например, в Общереспубликанском банке вакансий строитель может без особого труда найти себе работу с зарплатой от 8 млн. рублей, а врачу не стесняются предлагать 2 млн. рублей.
Зарплата в 8 млн. рублей — обычная для строительной отрасли, рассказали в отделе кадров ООО «Стройэнергоновация». Но и на такие деньги людей найти непросто.
«Вы знаете, что поезд на Москву ходит регулярно? Вот и едут наши строители в Россию, где платят примерно в два раза больше, чем здесь. Отмечу, что не везде в России строители живут в плохих условиях, да можно и потерпеть, если привезешь домой около двух тысяч долларов за месяц. Есть еще один поезд — на Сочи, где белорусские строители хорошо зарабатывают в холодное время. Так что ожидать окончания дефицита кадров не приходится. С училищ приходят, отработают пару лет — и на Москву», — сказал сотрудник отдела кадров.
Найти строителя гораздо труднее, чем инженерно-технического работника, отметил специалист. По его словам, практически любой здоровый человек может придти на стройку, пройти обучение в течение трех месяцев и зарабатывать 8 млн. рублей, а если получится выработку увеличить, то и все 10 млн. рублей. К слову, есть примеры, когда каменщиками устраиваются даже врачи.
Еще одна востребованная и приносящая немалый по белорусским меркам доход профессия — водитель. Так, международнику с категорией «Е» и опытом работы от 1 года предлагают от 10 млн. рублей. Предложения городских автопарков пока скромнее — от 6,75 млн. рублей с возможность заработать больше при определенных условиях; и на такие условия водители, как и строители массово искавшие счастье в ближнем зарубежье, стали возвращаться.
Относительно зарплат рабочий люд сегодня в лучшем положении, чем те, кто корпел над книжками и конспектами, получая высшее образование. Например, обычная зарплата доктора в Минске — около 4 млн. рублей при хорошем стаже работы. А в регионах и того меньше. Так, Березовская центральная районная больница предлагает врачу-специалисту зарплату в размере 2 млн. рублей.
Не удивительно, говорит руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин, что при таком раскладе из Беларуси уезжают работники: «Едут не только водители и строители, но и врачи, и представители других профессий».
Что касается дисбаланса в оплате труда, то, отмечает Сергей Балыкин, в Беларуси «интеллектуальный труд никогда особо не ценился еще со времен СССР». Кроме того, на рынке труда много вакансий, на которые требуют наличие высшего образования, но на самом деле для работы на них особая квалификация не нужна:«Например, зачем секретарь с высшим образованием? Кроме того, не обязательно, что человек с дипломом обладает теми или иными компетенциями в условиях явного перепроизводства специалистов с высшим образованием в стране и девальвации высшего образования».
Как считает Сергей Балыкин, проблема с дефицитом рабочей силой с одной стороны и скрытой безработицей с другой может смягчиться, только если в Беларуси будут «развиваться нормальные рыночные отношения в сфере труда».