Лукашенко дал прозвище Вакульчику и поручил ему в несколько раз сократить состав КГБ.
Основной причиной отставки Вадима Зайцева с поста председателя КГБ стала нездоровая морально-психологическая обстановка, сложившаяся в отдельных подразделениях Комитета госбезопасности, заявил сегодня Лукашенко, представляя нового председателя Валерия Вакульчика руководящему составу органов государственной безопасности, передает БелТА.
По словам диктатора, в основу причин отставки прежнего руководителя КГБ легли проблемы в работе с личным составом. "В первую очередь - это нездоровая морально-психологическая обстановка, которая сложилась в отдельных подразделениях КГБ. Она вызвана недостатками в организации как кадровой, так и идеологической работы, а также перекосами при обеспечении собственной безопасности", - заявил Лукашенко.
Как отметил правитель, принятые решения, прежде всего, связаны с настроением и мнением среднего и низшего звена сотрудников КГБ. "Я их голос услышал. Могу сказать, ваш голос услышал. Но по-мужски хочу вас предупредить, что к вам пришел руководитель "Зайцев в квадрате". Это не тот добрый парень, которого, может быть, кто-то здесь ждал, - подчеркнул он. - Это "Зайцев в квадрате", но без лишних заносов, без головотяпства, человек, нацеленный на профессионализм, один из немногих, кто железобетонно знает, чего хочет президент от КГБ".
Лукашенко напомнил, что в начале текущего года на коллегии КГБ уже обсуждались имеющиеся в ведомстве проблемы. "Тогда мною давались указания пересмотреть подходы в работе с личным составом. Однако, к моему сожалению, должные выводы сделаны не были. Более того, некоторые проблемы еще больше обострились, стали приобретать негативный общественный резонанс", - отметил он.
При этом диктатор упомянул об уходе из жизни подполковника Казака. "Естественно я был вынужден обратить внимание на такую ситуацию и принять серьезные меры. Сначала был отправлен в отставку начальник управления собственной безопасности КГБ, а следом и председатель", - подчеркнул он.
"Тем не менее, еще раз хочу подчеркнуть, если кто-то думает, что Зайцев - это плохой и негодный для КГБ человек… Может, он и негодный, но не потому, что он плохо служил. Он по-своему понимал свои задачи. Более того, он вместе с вами решал эти задачи, и на отдельных направлениях очень эффективно", - сказал Лукашенко.
В частности, по словам диктатора, работа органов госбезопасности приобрела более системный и нацеленный на предметное решение стоящих задач характер. Повысился уровень информационно-аналитической деятельности, контрразведывательного обеспечения государственных органов. Приняты меры по активизации информационного противоборства с "недоброжелателями и деструктивными силами", по укреплению исполнительской и воинской дисциплины среди сотрудников КГБ. "Но была масса недостатков, которые неприемлемы для КГБ", - заявил Лукашенко. Он также добавил: "Зайцев без работы не останется. И никто его из страны не собирается выпихивать".
"Однако, как я и говорил на совещании, об этом я говорил Зайцеву, главная ценность у нас - это люди. А в КГБ это, безусловно, солдаты, офицеры, генералы - воинский коллектив, но это тоже люди, и к ним надо относиться по-человечески, - заметил Лукашенко. - Тем более, это люди с особыми качествами, одаренные, с мозгами. А с умными людьми надо уметь себя вести, в том числе руководителям. И поэтому основной критерий оценки руководителя - способность сплотить коллектив, создать обстановку результативно-напряженной, но творческой работы".
"Запомните, у нас немало противников и врагов. С ними надо беспощадно бороться. Но надо доверять тем людям, которые ведут эту борьбу, и не надо априори в каждом видеть плохого человека. Для чекистской организации это неприемлемо", - резюмировал он.
По мнению Лукашенко, в КГБ, как и в любом другом коллективе, есть люди, которые "хотели бы с прохладцей, более вольно себя чувствовать, не ходить на работу, забывая о том, что на плечах погоны". "Вот тем надо искать другую работу. И вы не бойтесь, что от вас куда-то пойдут люди. Пусть уходят. Мы готовы и немало делаем сегодня, чтобы создать для чекистов самые благоприятные условия работы", - сказал он.
"Потому что я как президент вижу, что происходит вокруг нашей страны и внутри и каких мне стоит усилий, чтобы сдержать страну, чтобы ее на куски не порезали и не растащили, - продолжил Лукашенко. - Вы это тоже видите. Но видеть - это одно, надо предпринимать максимум усилий, чтобы создать целостность, неприкосновенность и безопасность нашей страны. Вот для таких сотрудников мы готовы создать любые условия. Пусть их будет не 12 тыс., не 10 тыс. и даже не 6 тыс. человек. Пусть их останется 3 тыс., но это останутся преданнейшие государству люди. С такими Вакульчик будет работать. Все остальные куда хотят пусть уходят".