Длительное одиночное заключение может быть приравнено к пытке и потому должно быть запрещено.
Об этом говорит спецдокладчик ООН по пыткам Хуан Мендес, сообщает «Радио ООН».
Видный юрист, профессор права, советник прокурора Международного уголовного суда, Хуан Мендес еще в 90-е годы в родной Аргентине защищал права политзаключённых, за что и был арестован. В тюрьме его пытали. Там он также на себе испытал, что такое изоляция:
«Я находился в одиночном заключении всего лишь три дня. Но это были самые долгие дни в моей жизни».
Хуан Мендес призывает ввести запрет на длительное одиночное заключение, когда человек находится в изоляции по 22 часа в сутки на протяжении 15 дней или дольше.
«Я исходил из имеющихся научных исследований, которые говорят о том, что негативные последствия проявляются уже после нескольких дней одиночного заключения, и могут стать необратимыми».
Исследования показывают, что находясь в одиночной камере длительное время, узники начинают проявлять признаки беспокойства и паники. У них появляются галлюцинации, они мечутся по камере, их охватывают вспышки гнева, они теряют способность рационально мыслить. В конце концов, у здоровых людей развивается психоз, возникают попытки членовредительства и самоубийства. Те, кто пережил одиночное заключение, говорят, что это даже страшнее физических страданий.
Хуан Мендес считает его абсолютно неприемлемым для определённых категорий заключённых:
«Я также настаиваю на полном запрещении изоляции несовершеннолетних, заключённых с психическими расстройствами, а также подозреваемых, ожидающих суда. В последнем случае одиночное заключение зачастую используется для того, чтобы добиться признания вины или заставить заключённого дать показания на других. Такое насильственное давление, в зависимости от степени, может рассматриваться как жестокое и унизительное обращение или даже пытка».
Многие белорусские политзаключенные долгое время находились в одиночных камерах. Администрация тюрем помещала их туда за незначительные проступки, ради того, чтобы выбить прошения о помиловании либо вовсе без причины.