Предприниматели требуют отложить на год принятие технического регламента Таможенного союза.
Как уже сообщал сайт charter97.org, он вводится с 1 января 2013 года на территории России, Казахстана и Беларуси. Регламент предусматривает обязательную маркировку определенных групп товаров, в том числе продукции легкой промышленности, с прохождением процедуры сертификации, чтобы изделия соответствовали требованиям безопасности для потребителей. Это обстоятельство встревожило предпринимателей, торгующих на вещевых рынках товарами вроде обуви и одежды. Государственный комитет стандартизации устами своего председателя Виктора Назаренко поспешил успокоить торговцев: мол, предпринимателям, которые ввозят товары из России, не надо волноваться, ведь это забота российских оптовых продавцов. Как мы знаем, слова высоких начальников не всегда соответствуют действительности. Поэтому сайт charter97.org попросил прокомментировать ситуацию витебскую предпринимательницу Ирину Яскевич.
Как выяснилось, на днях торговцев вызвала на беседу заместитель председателя горисполкома Витебска Зинаида Ковалева.
«Предварительно мы собрались, обсудили эту ситуацию и пришли к выводу, что довольны этим законом. Действительно, это хорошо, что в нашу страну не будет попадать товар, который несет опасность для потребителя. Поэтому мы так и сказали, что закон этот хороший. Но нужно разобраться, почему в этой цепи событий ответственность возлагается на нас? Если я живу на территории стран Таможенного союза и за его пределы не выезжаю, то на каком бы рынке я эти вещи ни приобрела, они должны уже мне быть проданы с сертификатом качества. Поэтому надо начинать введение закона с тех, кто производит продукцию или является первым продавцом. Да и вообще, это забота таможенников - не допускать на пространство трех государств таких товаров, которые не соответствуют требованиям безопасности наших покупателей», - рассказала Ирина Яскевич об этой встрече.
Она добавила, что в горисполкоме даже смутились, когда предприниматели заявили, что поддерживают этот закон. Но государственным органам не к ним надо обращаться, а к производителям и продавцам. Тот, кто производит товар, не имеет права без сертификации выходить на рынок.
«А почему я должна разбираться с этими бумажками? У меня написано, что, например, Петр в таком киоске продал мне товар. Я не выехала за территорию Таможенного союза, есть таможня, она его сюда пустила...», - эмоционально рассуждает Ирина Яскевич.
Встреча в исполкоме осталась незаконченной, а вопросы открытыми. Когда речь шла о сертификации строительных материалов, то это длилось три года. Почему же к легкой промышленности отнеслись так невнимательно, почему такие малые сроки, почему никто не объяснил сам подход к этим документам? На эти вопросы ответов нет. Пока не оглашаются и новые правила игры.
«Выяснилось, что мы должны делать сертификат не более чем на 10 единиц. И цена этой «бумаги» будет 400 тысяч рублей. А если я торгую перчатками и у меня их в упаковке 12 штук, то мне две пары нужно выбросить? И если на сегодняшний день эти перчатки у меня стоят 50 тысяч рублей, то после того, как мне подтвердят, что они не несут никакой угрозы жизни, они станут стоить 90 тысяч рублей. Кому я эти перчатки буду продавать? На мой взгляд, это узаконенная взятка. Это еще один способ вытянуть деньги из людей, которые вообще не понимают, что от них хотят», - говорит предпринимательница.
На встрече предприниматели высказали следующие предложения:
- Разрешить распродать остатки товаров по старому закону;
- Применить этот закон прежде всего к производителям и оптовых продавцам, как и написано в законе;
- Отложить введение закона на один год.