В Светлогорске разгорается конфликт из-за строительства завода беленой целлюлозы.
Решение о строительстве принято давно, вот уже почти год китайская сторона работает над проектом предприятия. Все это время значительная часть жителей города борется против этого строительства: «Или сделайте завод экологически безопасным, или перенесите его в место, менее загруженное экологически грязными производствами. Почему бы не построить комбинат в Шклове, где расположена бумажная фабрика, которой регулярно требуется целлюлоза?», — говорят люди, но, видно, их протесты не принесут результата, пишет onliner.by.
На днях стало известно, что на площадке, где планируется поставить завод, уже началось строительство. В город приехали строители из Китая, они валят и корчуют лес, ровняют землю, укладывают фундаменты и заливают асфальтом дороги. Известные своей слаженностью работы и организованностью китайские строительные отряды оказывают на жителей города сильное впечатление.
— Китайцы приезжают к нам группами, снимают дом, говоря, что там будет жить 5—6 человек, потом собирают там двухъярусные кровати и живут целыми коммунами, — рассказал нам житель Светлогорска. —Утром из дверей дома выходят полтора десятка человек и гуськом идут на работу…. Мы очень хорошо относимся к китайскому народу, но у нас в универсаме уже некоторые продукты подписаны иероглифами! Правда, я не знаю, китайские они или японские... Простите, но к такой резкой перемене уклада жизни мы не готовы.
Жители Светлогорска возмущаются, почему строительство начали вести еще до того, как китайская сторона представила архитектурно-строительный проект, по которому должна быть проведена государственная экологическая экспертиза.
— Это не строительство, а всего лишь подготовительные работы, — объяснил начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Андреев. — Если не вести подготовительные работы, будет затянут инвестиционный процесс. У нас так же строится атомная станция и ведутся подготовительные работы, пока нет проекта. Россия сделает его в марте, а то и в мае, а подготовительные работы идут уже не один год. Здесь пока нарушений законодательства нет. Тем более оценка воздействия на окружающую среду этого объекта по объекту-аналогу проведена, она получила одобрение всех экспертиз.
Между тем население города, пытаясь повлиять на ситуацию, уже инициировало проведение общественной экологической экспертизы, в которой приняли участие специалисты из России, Беларуси, Польши. Возникло много вопросов.
— Мы их решаем, — уверен Владимир Андреевич. — В частности, мы согласились с тем, что в санитарно-защитной зоне завода не стоит работать тепличному хозяйству, и поставили условие, чтобы оно было ликвидировано до ввода завода в эксплуатацию. Заказчик согласился.
— Еще один камень преткновения — расположенные в санитарной зоне садовые участки, они будут ликвидированы. Людям, которые размещали там свои огороды, выдадут компенсацию и предоставят другие участки.
В общем, правильные вопросы поставила общественность. Мы их тоже заказчику задали, и он заверил, что нестыковки будут устранены. Все замечания общественности были отработаны. У нас нормальный диалог, полное взаимопонимание как с их стороны, так и с нашей.
Между тем создается впечатление, что диалог власти с жителями города не такой гладкий, как его пытаются показать. Жители города собрали 10 191 подпись против строительства завода (всего в Светлогорске живет около 71 тыс. человек). Письмо с этими подписями было отправлено в Администрацию президента, Совет министров и посольство Китая. Никакой реакции на документ, подписанный таким количеством людей, не последовало.
Первое собрание общественности, прошедшее в январе этого года, где 99% присутствующих сказали строительству «нет», Светлогорский райисполком посчитал нерелевантным. Темные жители полезли в словари и узнали, что их собрание не соотвествует целям, которые были заданы при его проведении!
Проведенное общественное обсуждение тоже вызвало у горожан массу вопросов. Высказываться на нем было нельзя, можно было только присылать в президиум, где заседали чиновники, записки со своими мыслями. А уже представители власти определяли, чье мнение стоит озвучить, а чье нет.
— Отправив заключение общественной экологической экспертизы, мы получили корректный, вежливый ответ от Минприроды, — рассказывает житель Светлогорска Вадим Болбас. — Конкретно мне понравилось, что в этом письме было указано, что эксперты, которые участвовали в общественной экспертизе, могут при желании участвовать и в государственной экспертизе.
То, что закроют тепличный комбинат, конечно, хорошо, потому что земля там содержит практически всю таблицу Менделеева, могу вам это сказать как химик, работавший на светлогорском «Химволокне». Однако в нашем случае даже этот вопрос далеко не самый важный. Первым пунктом в рекомендациях общественной экологической экспертизы значился вопрос переориентация технологии отбелки целлюлозы без использования соединений хлора. Если применить ее, в атмосферу не будут выбрасываться продукты окисления хлором — диоксины.
Нас удивило также, что, по утверждению специалистов, выбросы в атмосферу от завода будут оседать не дальше, чем в рамках санитарно-защитной зоны. Каким образом отрава не проникнет за заводской забор и не осядет на приусадебных участках деревни Якимова Слобода, жилые дома которой стоят в 380 метрах от завода, мы понять не можем. Роза ветров в том месте устроена так, что чаще всего с территории промышленной зоны Светлогорска, а в будущем и от нового предприятия ветры будут дуть именно на деревню.
А еще нас беспокоит, что завод будут проектировать и строить представители страны, в которой очень тяжелая экологическая ситуация. С какой стати мы должны верить, что именно в Беларуси они будут соблюдать все природоохранные нормы?
— Просто возражать — это неразумно, должна быть обоснованная аргументация, — считает Александр Андреев. — Если есть конкретные вопросы, мы их решаем. Так, проводя исследования, мы сделали ряд замечаний о некорректности расчетов, в результате которых неправильно указан уровень загрязнения. В Китай ездил специалист, чтобы получить ответы на наши вопросы, и, естественно, он подтвердил наши сомнения. Уровень выбросов был скорректирован в большую сторону. При этом воздействие на жилую застройку будет в пределах допустимых параметров. Нормативы эти установлены Минздравом, и если сравнивать тот уровень, что будет, с тем, что был, он станет значительно меньше.
Завод, который будет построен, станет одним из лучших в мире на сегодняшний момент. Заказчик привлекал единственного в Беларуси специалиста в области производства бумаги и целлюлозы с докторской степенью, и она сказала, что лучшей технологии с точки зрения экологической и экономической составляющей нет….
Уже сегодня на территории Светлогорска работает несколько экологически вредных производств, в том числе производственное объединение «Химволокно», которое включает в себя три химически вредных предприятия, а также целлюлозно-картонный комбинат, завод по изготовлению асфальта и завод по утилизации ртутных ламп.