В 2012 году Беларусь не достигла большей части важных экономических показателей, чем значительно усугубила свое и без того шаткое после недавнего кризиса положение. Очевидно, что после нового финансового фиаско длиною в год, власти не сложат с себя полномочия. А вот гарантий касательно будущего для нынешнего правительства сегодня не дает никто.
То, что в текущем году Беларусь не сумеет выполнить важнейших экономических показателей, стало очевидно еще в начале ноября не только для независимых экспертов, но и для государственных чинов. Последние даже начали подготавливать к этому общественность. Сперва с высоких трибун озвучили нелицеприятную новость о том, что Беларусь не сумеет привлечь запланированного объема иностранных инвестиций, а затем о том, что не сможет выполнить показатель по приватизации и даже, возможно, по росту уровня ВВП.
Стоит отметить, что показатель валового внешнего продукта для белорусских властей имеет не только экономическое значение, но и идеологическую ценность. Именно рост этого показателя государственные СМИ чаще всего приводят в качестве доказательства верности выбранного экономического пути и уникальности модели развития Беларуси. Невыполнение показателя роста ВВП ляжет тяжелым, или даже неподъемным грузом на правительство, которому эксперты уже почти в открытую пророчат скорую отставку.
Действительно, при прогнозе роста ВВП до 5,5% по итогам 2012 года, за январь-октябрь экономика выросла всего на 2,2%, и на сегодня в стране просто нет ресурсов для интенсивного наращивания данного показателя. Впрочем, у властей всегда есть такой рычаг, который магическим образом действует на рост главного экономического показателя: административный ресурс. Искусственное стимулирование промышленного производства и внутреннего спроса приводили к быстрому росту показателя ВВП в прошлые годы. Однако есть у властей печальный опыт 2011 года, когда правительству и Нацбанку пришлось резко сократить эмиссию.
Глава Нацбанка недавно заявила, что в текущем году эмиссия исключена, соответственно, необходимые показатели за ее счет достигаться не будут. Однако на прошедшем 20 ноября совещании президент жестко потребовал выполнения всех показателей, в особенности, по росту ВВП.
Александр Лукашенко даже дал правительству пару советов: «Говорят, что главное это экспорт, а ВВП — это не важно. Я понимаю, что экспорт для нас — это жизненно важный показатель. Но без ВВП не будет и большого объема экспорта. Понятно, что наша экономика такова, что если экспорт побольше и ВВП побольше, то и импорт вырастает. Так у нас есть добавленная стоимость. Давайте товары с большей добавленной стоимостью производить. Не страшно, что импорт вырастет. Но и экспорт вырастет. Чтобы мы не только компенсировали затраты по импорту, но и получили хорошую добавленную стоимость».
Одной из главных задач 2012 года было наращивание темпов экспорта и их превалирование над импортом. Беларуси остро нужны деньги, так как в 2013 году стране предстоит пик выплат по внешнему долгу.
Однако в прошлом году нарастить экспорт и ЗВР у властей не получилось. Не совсем верные экономические действия привели к серьезному кризису, длившемуся целый год. В этом году населению сообщили, что кризис закончился, однако выполнить амбициозные посткризисные показатели роста экономики власти так и не сумели. Невыполнение показателей второй год подряд – явный признак того, что уникальная экономическая модель, выбранная властями, не способна обеспечивать решение поставленных задач.
Впрочем, если в текущем году все показатели будут провалены, президент вряд ли признает свою вину. Под горячую руку попадет, скорее всего, именно правительство под руководством Михаила Мясниковича. Недавно Лукашенко как бы случайно напомнил, что показатель социально-экономического развития президент одобряет именно с подачи правительства.
В прошлом году правительство, которому уже пророчат скорую отставку, пыталось открыть глаза Администрации президента на прогнозы по 2012 году. Тогда парламент отстаивал необходимость осторожного пути развития — с существенным ограничением эмиссионного финансирования госпрограмм и без конкретных обязательств по ключевым показателям. В сценарии парламента рост ВВП в 2012 году должен был составить 1,5%. Однако доводы команды Мясниковича показались тогда президенту несерьезными: «5-5,5% — из этого исходите. Премьер знает мои требования — считайте. Кто не согласен и не может — пожалуйста, мы найдем другую работу», - потребовал тогда Лукашенко, и его, традиционно, никто не посмел ослушаться.
Если Лукашенко решит наказать нынешнее правительство за невыполнение его поручений, и отправит Мясниковича и его парламент в отставку, то ничего этим не изменит. Белорусский парламент некоторые оппозиционные эксперты называют «карманным», и отчасти это нелицеприятное название полностью характеризует его, так как все решения в стране принимает лично президент. А это значит, что состав правительства не имеет, по сути, никакого значения.