Бывший председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич прокомментировал ситуацию в Беларуси в 19-ю годовщину принятия Декларации о суверенитете.
Лидер Белорусской социал-демократической Грамады, который в момент принятия декларации занимал пост первого заместителя председателя Верховного Совета Белорусской ССР, считает, что независимость Беларуси может обеспечиваться в первую очередь высокой степенью образованности. «У нас более высокотехнологичный потенциал, чем у России. Мы можем зарабатывать на достойное существование. К сожалению, сейчас белорусская экономика подчиняется не национальным, а политическим целям», — сказал Станислав Шушкевич в интервью БелаПАН.
Приняв Декларацию о государственном суверенитете, Беларусь должна была стать национальным государством, но сейчас, считает политик, «существует угроза Беларуси как национальному государству». «Продолжается русификация, уничтожается образование, культура. Власть существует в первую очередь для того, чтобы сохранить свое существование», — полагает он.
«У нас была прекрасная Конституция 1994 года, — подчеркнул Шушкевич. — Если бы она сейчас действовала в первоначальном виде, мы бы жили совсем иначе. К сожалению, ее изменили в сторону возвращения советских порядков. Сейчас в Беларуси человек не чувствует себя полноценно в обществе. Нам трудно выйти на улицу с протестом, мы ограничены в получении правдивой информации. Фактически, изменяя Конституцию, мы потеряли свободу».
России, по мнению политика, выгодно, чтобы Беларусь не была демократической. «Ей лучше иметь дело с одним человеком — Лукашенко, от которого зависит в стране практически все», — заявил Шушкевич.
Вместе с тем, он добавил, что с Россией у Беларуси «должны быть хорошие отношения». «Беларусь должна быть нейтральным государством. Мы находимся в таком географическом положении, когда нам не грозит военная угроза со стороны наших соседей», — считает политик.
Шушкевич убежден, что новое поколение белорусов выступает за независимость страны. «Уже выросло поколение, которое не знает, что такое Советский Союз. Оно не захочет быть частью России», — подчеркнул политик.