Лидер «Европейской Беларуси» дал интервью ведущей британской газете.
В 2010 году лидер белорусской оппозиции Андрей Санников принял участие в президентских выборах в стране. Он не питал иллюзий относительно возможности «победы» на них, пишет «Guardian» (перевод - charter97.org).
С момента прихода к власти в 1994 году авторитарный руководитель страны Александр Лукашенко держал ее в железном кулаке. Но Санников не ожидал от режима таких репрессий - самых жестоких за последние 20 лет.
Вечером в день голосования Санников и около 30 000 сторонников оппозиции собрались на покрытой снегом центральной площади Минска. Он смутно помнит о том, что произошло дальше. Омоновцы схватили Санникова, швырнули его на землю, а затем жестоко избили. «Я потерял сознание, - говорит политик. - Моя жена и друг накрыли меня своими телами. Они спасли мою жизнь».
Когда Санников пришел в себя, он не мог ходить. Неизвестный офицер милиции разбил ему колено металлическим щитом, нога не двигалась. Друзья помогли ему добраться до автомобиля журналистов.
По дороге в больницу сотрудники спецслужб снова остановили машину и вытащили его. Они опять стали избивать Санникова. «Я слышал крики моей жены», - вспоминает кандидат в президенты. Его арест стал следствием заранее спланированной властями провокации со «штурмом» Дома правительства.
Санникова доставили в известную минскую тюрьму КГБ, которую жители города называют «американкой» (после распада Советского Союза Россия поменяла названия спецслужб, КГБ там стало ФСБ, Лукашенко сохранил старое название). Охранники тюрьмы отказали ему в медицинской помощи. Когда Санникова бросили за решетку, при нем все еще было удостоверение кандидата в президенты. Друзья, семья, международное сообщество опасались худшего, прошли недели прежде чем выяснилось, что он жив.
Санников — бывший дипломат и один из наиболее известных белорусских оппозиционеров. В тюрьме он провел 16 месяцев. В мае 2011 года политик был осужден на пять лет по обвинению в «подстрекательстве к массовым беспорядкам». Его, как и других заключенных, унижали, заставляли раздеваться догола во время регулярных досмотров.
В один из моментов режим пытался толкнуть его на самоубийство. Его оставили в одиночной камере вместе с лезвием бритвы и куском веревки.
Санникова освободили в апреле 2012 года. В августе Лукашенко, последний диктатор Европы по выражению бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс, сказал, что Санников снова может быть арестован. Он, не желая того, вынужден был просить политического убежища в Великобритании.
Супруга Санникова Ирина Халип и их пятилетний сын Даня остались в Минске. Фактически они - заложники режима Лукашенко.
Во время разговора в Лондоне Санников сказал, что Беларусь заслужила репутацию самого репрессивного государства Европы.
«Лукашенко является диктатором. Он открыто так себя называет. Иногда он пытается кокетничать и говорит, что это не так, но он признавался в этом несколько раз, - говорит Санников. - Как и другие диктаторы, Лукашенко обладает животным инстинктом сохранения власти».
Находясь в изгнании, Санников не может встретиться со своей женой Халип, известной журналисткой российской «Новой газеты». Она тоже была заключена в тюрьму в декабре 2010 года за участие в демонстрации, власти пригрозили забрать их сына в детдом. Затем она провела месяцы под домашним арестом КГБ. Два агента жили в ее квартире, ей было запрещено подходить к окну, пользоваться телефоном и электронной почтой.
В прошлом месяце Лукашенко «обещал» освободить ее во время встречи с владельцем газеты The Independent Евгением Лебедевым, который просил о ее освобождении. Несмотря на это, ей запрещено покидать Минск, поехать к своему мужу и сложно работать в качестве журналиста.
Санников описывает систему управления Беларусью как «колхозную диктатуру».
Репрессии, которые последовали после президентских выборов, стали следствием победы «силовиков» - сторонников жесткой линии во главе с Виктором, одним из сыновей Лукашенко.
«Система не имеет идеологии. Она отрицает национальные ценности — язык, культуру, историю. Она основывается только на желании сохранить власть», - говорит Санников.
Санникову 58 лет, он вырос в Минске. Изучал английский язык и стал работать в советской системе МИДа. После провозглашения независимости Беларуси в 1991 году работал дипломатом в США и Швейцарии. В 1995 году стал заместителем министра иностранных дел. Ушел в отставку в знак протеста против политики Лукашенко и стал одним из организаторов демократической инициативы «Хартия'97». Он был одним из нескольких кандидатов в президенты, арестованных Лукашенко после выборов 2010 года, по официальным данным, он занял второе место.
В течение почти двух десятилетий нахождения у власти Лукашенко проводил политику балансирования между Западом и Востоком, используя Брюссель против Москвы. После подавления выступлений в 2010 году ЕС вновь ввел запрет на въезд для Лукашенко и 150 должностных лиц. Но, по словам Санникова, демократический мир слишком спокойно относится к происходящему в Беларуси. Это постсоветское государство не только отличается репрессивностью внутри страны, но и торгует оружием со странами-изгоями и подобными организациям по всему миру.
«Беларусь представляет собой угрозу для международной безопасности. Диктаторы консолидируются. Они образуют клуб», - утверждает он.
Этот клуб, как считает Санников, становится все больше. Лидер оппозиции говорит о своем пессимизме по отношению к соседней с Беларусью России, где президент Владимир Путин начал собственные репрессии против гражданского общества после своего возвращения в Кремль в мае.
«Россия идет путем Беларуси», - отмечает он. Украина и другие постсоветские государства, такие как Грузия, идут в том же обратном направлении, считает политик.
Находясь в тюремной камере Санников слышал о восстаниях на Ближнем Востоке в прошлом году. Он вспоминает: «Когда я услышал об арабской весне, у меня было почти физическое ощущение того, что мы подготовили перемены в Беларуси. Но кто-то там наверху решил, что это должно произойти в другом месте. Это было несправедливо по отношении к Беларуси», - говорит он с иронией. Политик отвергает идею о том, самопровозглашенный отец нации Лукашенко имеет массовую народную поддержку. Тяжелый экономический кризис в Беларуси показал, что уровень жизни падает, несмотря на то что Россия спасает Лукашенко.
«Подавляющее большинство белорусов хотело бы перемен», - говорит Санников.
На данный момент Лукашенко выживает, прибегая к террору, КГБ и дешевому советскому популизму. В тюрьме его допрашивал глава КГБ Беларуси Вадим Зайцев. «Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Эти люди не меняются. Они вам врут, используют ложную информацию, ложные обвинения», - сказал Санников, вспоминая, как Зайцев обвинил его в общении с иностранными «шпионами» и называл «марионеткой Запада».
Беларусь является небольшой страной с населением в 9 с половиной миллионов человек. Ее часто видят в качестве своего рода тематического парка советской эпохи и ассоциируют с мрачным тоталитарным правлением. Условия жизни в ней были нарушены стремительной инфляцией и обесцениванием национальной валюты. Но, по словам Санникова, Беларуси есть что предложить. Богатая культура, первоклассный балет и музыка, природная красота озер и лесов. Он убежден, что после Лукашенко Беларусь может присоединиться к западному мейнстриму и стать процветающим европейским государством.
Санников убежден, что режим Лукашенко обречен.
«Я не вижу будущего для него», - говорит он. Он не может предсказать, когда падет режим, но добавляет: «Это всего лишь вопрос времени».
Фото - Шон Смит