Ведущее информационное агентство мира подготовило репортаж о Беларуси.
Правитель Беларуси Александр Лукашенко наслаждается своей известностью в качестве последнего диктатора Европы. Он является изгоем на Западе, относится с подозрением к России и ненавидит оппонентов, которые находятся в изгнании или в тюрьме.
После 18 лет нахождения у власти бывший руководитель совхоза не проявляет никаких признаков того, что он готов идти на уступки перед давлением Запада и ослабить свой контроль над бывшей советской республикой, зажатой между Россией и Европейским союзом.
«Я последний и единственный диктатор в Европе. В самом деле, их нет больше нигде в мире», - сказал он в интервью агентству Reuters (перевод - charter97.org) в Минске, в котором он неоднократно называл себя диктатором, а свое правление - диктатурой.
«Вы пришли сюда и посмотрели на жизнь диктатора. Где еще вы ее увидите? В этом что-то есть. Говорят, что даже плохая реклама - хороша», - сказал он.
Слова Лукашенко сопровождаются кривой усмешкой и, кажется, он издевается над своими оппонентами, чьи призывы к большей экономической и политической свободе пока не услышаны властями.
58-летний правитель не устает рассказывать гостям, что Беларусь является географическим центром Европы. Но в стране с населением в 9,5 миллионов человек ценности отличаются от ее западных соседей.
Вдоль широких магистралей Минска стоят монолитные здания советской эпохи. Есть улицы названные в честь основателя советского государства Владимира Ленина и философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, хотя некоторые могут похвастаться западными магазинами вроде выставочного зала автомобилей Porsche и сети ресторанов «Макдональдс».
Ни одного оппозиционного депутата в белорусском «парламенте» нет. Лукашенко в случае своего переизбрания может руководить страной до бесконечности после референдума, который снял все ограничения для количества сроков правления.
Его сильнейший соперник, Андрей Санников, который раньше занимал пост заместителя министра иностранных дел, в октябре получил политическое убежище в Великобритании после 16 месяцев тюрьмы, в которой, по его словам, тюремный персонал подвергал его пыткам и пытался заставить совершить самоубийство.
Лукашенко обещает значительную модернизацию государственной экономики и, возможно, создание партийной политической системы. Но он смеется над разговорами о быстрых переменах или возможности переворота, похожего на «арабскую весну», которая смела ближневосточных правителей.
«Нет смысла сравнивать Беларусь и Ближний Восток. Несколько человек пытались с помощью социальных сетей сделать ситуацию взрывоопасной», - сказал он, вспоминая молчаливые протесты прошлого года, когда противники властей собрались в общественных местах и хлопали в ладоши.
«Но ничего не вышло. Ничего из этого выйдет. Перемены происходят каждый день. Нет возможности для революции в Беларуси», - сказал диктатор, сидя в кресле в богато украшенной роскошной комнате с зелеными коврами и люстрами в своей резиденции.
В середине 2010 года, после того, как появились признаки того, что Лукашенко ослабляет давления на политическую оппозицию, казалось, что западные правительства могут ослабить его критику.
Но все это закончилось в декабре 2010 года, когда милиция разогнала митинг с участием десятков тысяч людей, протестующих против его переизбрания.
Ряд политиков, которые выступили против него в борьбе за президентский пост, в том числе и Санников, были задержаны силами безопасности, многих арестовывали в их домах. После этого ЕС и США ужесточили санкции в отношении Лукашенко и его окружения.
На этой неделе Министерство юстиции закрыло минский офис правозащитной организации «Вясна», руководитель которой Алесь Беляцкий, осужден на 4,5 года тюрьмы по обвинению в «уклонении от уплаты налогов». Amnesty International назвала приговор несправедливым.
Лукашенко считает, что его критикуют за несоответствие западным политическим стандартам.
«Вам не нравится тот курс, который выбрала Беларусь. Вы хотели бы, чтобы все здесь было продано в интересах российских или западных компаний», - почти кричит он, наклоняясь вперед в своем кресле. Его лицо покраснело от гнева.
«Вам не нравится, что у нас хорошие отношения с Россией. Но это предопределено нашей историей. Во время последней войны мы вместе сражались в окопах с нацистами. Мы спасли вас, Европу, от того, чтобы вы стали рабами своего собственного фюрера», - говорит он.
В качестве завуалированной угрозы Европе он заявил, что континент получает большую часть нефти и газа из России по трубопроводам, которые проходят через его страну.
«Так, кому нужны эти двойные стандарты? Кому нужна нестабильность в центре Европы? Ни вам, ни нам, ни России. Давайте разговаривать, мы же люди», - сказал он.
Лукашенко отвергает обвинения в наличии в стране политических заключенных, говоря, что конкретные случаи, о которых говорят на Западе, относятся к людям, которые совершили уголовные преступления. От вопроса о нарушениях прав человека Лукашенко отмахнулся, сказав, что является гарантом самого важного права — права на жизнь.
Воспоминание об акции шведского рекламного агентства, которое в июне сбросило около тысячи плюшевых медвежат над Беларусью, заставляет его вскипеть.
«Вы недавно отправили самолет с игрушками, это было нарушением. А что, если бы военные открыли огонь и убили бы людей?» - спрашивает он.
Инфляция в Беларуси в 2011 году составила 108 процентов, и, хотя она упала до 18 процентов в первые 10 месяцев 2012 года, жители страны не пользуются монетами в расчетах, а используют банкноты с большим количеством нолей.
Беларусь также имеет долг в 12 миллиардов долларов, что является большой суммой для страны, ВВП которой, по словам Лукашенко, составляет 60 миллиардов долларов.
Несмотря на это, по его словам, в стране сохранялась стабильность, а он в течение двух десятилетий вел войну с коррупцией, в то время, как соседнюю Россию захлестнули мафиозные преступления, насилие, а иногда и политический хаос.
«Простой народ посадил меня в это кресло. Я никогда не отойду от того, что обещал людям», - утверждает он.
В экономической нестабильности и колебаниях курса рубля он винит оппозицию.
Экономика остается проблемой для многих белорусов.
«Как мы можем жить, когда каждый год происходит кризис?» - говорит 45-летний Андрей, житель Минска, который отказался назвать свою фамилию.
Эффективной машиной безопасности режима остается сохранивший советское название КГБ, который обеспечивает подавление народных протестов. Напротив здания комитета до сих пор стоит памятник основателю советской службы безопасности Феликсу Дзержинскому.
Несмотря на свою враждебность по отношению к Западной Европе, он опасается что Беларусь будет втянута обратно в орбиту Москвы.
Беларусь движется в направлении таможенного союза с Россией и Казахстаном. Москва по-прежнему демонстрирует признаки настороженности по отношению к непредсказуемости Лукашенко, а белорусские политологи говорят, что между ним и Владимиром Путиным не такие уж и теплые отношения.
Балансирование между Западом и Россией закончилось в пользу последней в прошлом году, когда в Беларуси начался финансовый кризис.
В обмен на спасение экономики власти Беларуси обязались разрешить приватизацию некоторых государственных компаний, которые могут заинтересовать российских инвесторов и разрешил продажу «Белтрансгаза».
Лукашенко рассчитывает и на новое соглашение с Международным валютным фондом для того, чтобы преодолеть ожидаемый в следующем году кризис из-за выплат по долгам. Но он требует от международных кредиторов перестать «политизировать» этот вопрос.
Никаких конституционных преград для того, чтобы запретить ему занять свой пост в пятый и шестой раз нет. При этом Лукашенко отрицает, что готовит себе преемника и говорит, что не будет «держаться за власть».