В Варшаве состоялся показ фильма об участниках событий в Минске 19 декабря 2010 года.
Документальный фильм «Даволі! Да Волі…» снят по заказу телеканала «Белсат». Картина рассказывает об участниках демонстрации против фальсификаций президентских выборов 19 декабря 2010 года. Фильм режиссeров Вячеслава Ракицкого и Андрея Кутило был отмечен наградой публики как лучший документальный фильм на кинофестивале OFF в хорватском городе Опузен.
После его просмотра состоялась дискуссия, участники которой пытались разобраться, меняется ли ситуация в Беларуси, а если меняется, то в какую сторону.
По мнению директора телеканала «Белсат» Агнешки Ромашевской-Гузы, перемены в Беларуси, несмотря ни на что, происходят. И происходят они, прежде всего в умах белорусских граждан:
«Мало кто мог подумать, что 19 декабря 2010 года власти будут действовать так брутально. Хоть я и не политолог, однако могу предположить, что Лукашенко таким образом отреагировал на протесты, потому что потерял поддержку большинства белорусов. И он это знает. Я неоднократно спорила с социологом Манаевым, который также утверждал, что высокий процент белорусов по-прежнему поддерживает Лукашенко. Я в это не верю. Да, большинство из несогласных пока не готовы участвовать в акциях протеста, но они не поддерживают власть. И это факт».
Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь», бывший политзаключенный Дмитрий Бондаренко отметил, что Плошчы в таком виде, в котором она была 19 декабря 2010 года, уже не будет, а также подчеркнул необходимость разработки новых стратегий борьбы с диктатором:
«Нужно бороться и думать, как лучше противостоять диктатуре. И в то же время необходимо помнить, что наша сила в том, что мы используем только ненасильственное сопротивление.
Честно говоря, фильм мне не очень понравился, я считаю его очень депрессивным. И, как отметила Агнешка Ромашевская-Гузы, это фильм не о Плошчы 2010 года, а о репрессиях после нее. Лучшим документальным фильмом о белорусском сопротивлении считаю фильм «Храброе сердце» с участием Мэла Гиббсона. Белорусам есть чем гордиться. Это и Марши Свободы, и Плошчы 2006 и 2010 годов».
Что касается реального давления ЕС на режим, Дмитрий Бондаренко считает, что вряд ли в ближайшее время Европа будет предпринимать что-то конкретное:
«Диктатура в Беларуси существует давно и является вызовом для Евросоюза. Однако никаких реальных конкретных шагов ЕС не предпринимает, и в ближайшее время навряд ли предпримет. Мне кажется, должен произойти какой-то информационный «взрыв», чтобы Евросоюз проснулся. Стратегия ЕС всегда основывалась на том, чтобы создать вокруг себя кольцо стабильности. Она изначально была ошибочной. Поэтому годами поддерживались режимы в Ливии, Тунисе, Алжире, Египте, в течение многих лет Запад сотрудничал с Милошевичем. И сегодня есть незаметная, но поддержка режима Лукашенко Европой. Например, за последние два года в два раза вырос товарообмен между Беларусью и ЕС, в том числе и с Польшей».
Еще один непосредственный участник акций протеста 19 декабря 2010 года, директор Белорусского дома в Варшаве, Дмитрий Бородко считает, что будущее Беларуси может быть решено только на площади, а также отметил рост влияния политических эмигрантов из Беларуси в ЕС:
«Альтернативы Плошчы нет и быть не может. Когда мы вспомним, как развивались события в тех странах, которые перешли от диктатуры к демократии, увидим, что инструментом лишения диктатора власти были именно уличные протесты. Не будет других вариантов и в Беларуси. Может быть технологически это будет выглядеть по-другому. Диктатор сам власть не отдаст. Сейчас ведется много разговоров о том, что не было единого кандидата, споров, стоит оппозиции объединяться или нет. Но ведь все равно у демократических кандидатов была единая цель: они призывали людей выйти на площадь и выразить протест против фальсификаций на выборах. В Европе возрастает роль белорусских политических эмигрантов. И нам предоставляется шанс рассказать о реальных проблемах в Беларуси, что именно необходимо демократическому обществу.
Мы должны быть готовы использовать тот момент, когда дела у диктатуры пойдут совсем плохо. Когда нам предоставится шанс, мы используем его на 100 процентов».
Представитель Amnesty International Гжегож Жуковский считает, что самое главное для людей, живущих в условиях диктатуры, а также для политзаключенных – чувствовать поддержку и солидарность других людей:
«Мои непосредственные обязаности как работника Amnesty International - способствовать заинтересованности простых жителей Польши и ЕС ситуацией с правами человека в Беларуси. Мы призываем людей писать письма политзаключенным, рассказывать окружающим о том, что происходит в Беларуси. Самое главное – проявить солидарность. В конце сентября в нашу организацию пришло письмо от Алеся Беляцкого. Он написал, что в день рождения получил более 200 писем с поздравлениями. И это придало ему сил».
Правозащитница Ольга Соломатина из Хельсинского комитета объяснила почему именно Беларусь, а не Россия или Украина, где также нарушаются права человека, постоянно находится в фокусе внимания ее организации:
«Беларусь не является членом Совета Европы и не отвечает перед Европейским судом по правам человека. Кроме того, в Беларуси применяется смертная казнь. Это то, что не дает говорить о Беларуси как о цивилизованной стране. Сам способ казни, жестокое обращение с людьми, которые осуждаются на данную меру, также вызывают протест в цивилизованном мире. Кстати, совсем недавно Комитет ООН по правам человека принял окончательное решение по делу Владислава Ковалева и признал факт нарушений со стороны белорусских властей. Обыкновенные люди в Беларуси живут с чувством несправедливости и страха о том, что может произойти все что угодно. У людей накопилось много вопросов, а ответов на них нет».
Организатором показа фильма и дискуссии выступил проект palitviazni.info.