Лимит революций в Беларуси исчерпан, заявил Александр Лукашенко в интервью агентству Reuters.
Ситуация в стране действительно далека от взрывной, но события последних дней в Египте в точности повторяют обстоятельства присвоения белорусским правителем диктаторских полномочий в 1996 году, передает Deutsche Welle.
"Во имя стабилизации..."
Действия лидеров с диктаторскими замашками словно прописаны по одному сценарию. Сначала под лозунгом "все для народа" они получают поддержку на выборах, а затем отнимают у граждан любую возможность контроля и влияния на власть.
Всего через полгода после избрания президентом Египета Мохаммед Мурси, пришедший на смену свергнутому в феврале 2011 года диктатору Хосни Мубараку, решил изменить Конституцию под благовидным предлогом "стабилизации обстановки". Новая Конституционная декларация подчинит президенту все ветви власти - исполнительную, законодательную и судебную, а декреты Мурси нельзя будет оспорить в суде.
Правда, проект Конституции планируется вынести на всеобщий референдум, но сама идея концентрации власти в руках главы государства спровоцировала массовые протесты на традиционном египетском Майдане - площади Тахрир в Каире.
"Сильная власть"
Ровно 16 лет назад, через два года пребывания на посту первого президента независимой Беларуси, Александру Лукашенко тоже потребовалась "сильная власть для наведения порядка в стране". Несмотря на протесты Конституционного суда и оппозиции, 24 ноября 1996 года Лукашенко провел референдум и изменил Конституцию.
Как только оппозиционеры заявили об импичменте, он разогнал парламент, назначил "своих" "депутатов" и особым указом придал рекомендательному статусу итогов референдума обязательный характер. Так парламентско-президентская республика превратилась в президентскую. Декреты Лукашенко стали выше законов, а вся исполнительная вертикаль власти подчиняется лично Лукашенко. Тем более что после референдума 2004 года он может назначать себя президентом бессчетное число раз.
Можно ли доверять диктаторам
Белорусы, проживающие на отшибе цивилизации в центре Европы, - нонсенс. Они устали от одного и того же лица, захватившего власть и не желающего расстаться с ней. На волне этой усталости перемены в стране могут произойти внезапно. Другое дело, кто возглавит страну, пообещав "счастливое будущее". Не исключено, что это будет еще один диктатор, если народ снова доверит ему действовать во имя "наведения порядка".