Жалобы Россельхознадзора на недобросовестный контроль растительной продукции со стороны Беларуси обоснованы, считает экономист.
«Тут две исходные позиции. Первая - это обострение конкуренции на внутреннем рынке России. После вступления этой страны в ВТО одна из центральных задач – это исключение иностранных производителей аграрной продукции. Аграрная сфера – уязвимая, поэтому они повысили степень защиты исходя из классификации фитосанитарного и биологического надзора всей гаммы продуктов, особенно семян», - рассказал в интервью сайту charter97.org белорусский экономист Леонид Заико.
По словам эксперта, перед Россией сейчас стоит задача полностью обеспечить себя аграрной продукцией:
«Россия боится конкуренции со стороны Украины, она сейчас должна практически в течение двух лет закончить полное самообеспечение мясом. Курицей уже обеспечивает, также должна в этом году и свининой. Кстати, на сегодня мы уже закупили у России в 18 раз больше свинины, чем в прошлом году».
Российские аграрии лоббируют свои интересы через главного санитарного врача России, считает экономист:
«Второй момент – это лоббизм российских аграриев. В этой стране существуют достаточно крупные ассоциации производителей зерна, масла и молочных продуктов. И они по полной используют господина Онищенко (главный санитарный врач России – прим.) и его структуры. Лоббизм есть, мы уже сталкивались с этим по сахару и прочим продуктам».
В нашей стране за качеством сельскохозяйственной продукции действительно не следят, отметил Леонид Заико:
«И третье - в Беларуси хозяйственные структуры ориентируются на план, который устанавливает правитель, а это объемные показатели. А за качеством, генетической ценностью и другими важными параметрами следят только формально. Фермеров мало, их почти не контролируют, хотя я думаю, что у них нормальная продукция. А в совхозах и колхозах фитосанитарный контроль действительно практически не осуществляется».
Напомним, недавно Россельхознадзор пожаловался на недобросовестный контроль растительной продукции со стороны Беларуси, в результате которого при худшем сценарии развития событий ущерб России может составить до 480 миллиардов российских рублей (более 15 миллиардов долларов) в год.