Александра Крутого переведут из Новинок, где он отбывал принудительное лечение, на амбулаторное наблюдение по месту жительства.
Такое решение принял 11 декабря суд Московского района Минска. Александр Крутой представлял на процессе о теракте в метро интересы своей дочери Инессы, пострадавшей от взрыва. Выступая в суде, он задавал много вопросов, а на шестой день после начала процесса был задержан. Уже полгода он на принудительном лечении в Новинках, передает «Радыё Свабода».
Суд собрал около полутора десятка человек и проходил в закрытом режиме. Прокурор заявил соответствующее ходатайство, так как на суде озвучивались сведения о состоянии здоровья подсудимого. Правда, адвокат сообщил, что сам Крутой просил сделать суд публичным, однако суд удовлетворил ходатайство прокурора. Интересы подсудимого представляла юрист 25-й поликлиники Минска, которая осуществляет опеку над теми, кто признан недееспособным. Инесса Крутая, дочь Александра, однако, считает, что поликлиника не имела права представлять отца в суде, так как не было суда о признании родителя недееспособным: «Если бы суд был, ему бы пенсию назначили. Это оскорбительно, конечно. Но решился бы вопрос с питанием, было бы на что жить!»
На суде также присутствовали правозащитники Андрей Бондаренко, Людмила Грязнова и двоюродный брат Александра Николай Бомбиза.
Сам процесс проходил нервно. Инессу Крутую возмутило решение судьи не допускать родственников в зал суда. К тому же, самого решения пришлось ждать несколько часов. Все, кто пришел выразить солидарность с Александром Крутым, провели это время в коридорах. Охрана категорически запрещала журналистам вести аудиозапись в помещении суда и все время пристально следила, чтобы не велось фото-и видеосъемок.
В результате - принудительное лечение в Новинках Александра Крутого заменили на принудительное амбулаторное наблюдение по месту жительства. Это решение хоть и можно считать победой, однако родственники, да и сам Александр Крутой, ему не рады. Во-первых, потому, что Александр будет вынужден уехать жить в Несвиж, где он прописан. Во-вторых, решение начнет действовать только через 10 дней, а дочь Инесса надеялась, что отца освободят сегодня.
Александр Крутой сих пор находится в психиатрической больнице, оттуда и дает комментарий для радио:
«То, что происходит сейчас, это и есть цинизм с особой жестокостью. И этот цинизм не в отношении меня, а к дочери моей, которая пострадала при взрыве в метро. Она до сих пор находится без средств к существованию. И так называемые судьи прекрасно об этом знают. Это и есть цинизм. Это и есть жестокость. Это и есть лицемерие».
Семья Инессы действительно находится в тяжелом финансовом состоянии. По ее словам, живут только на пенсию матери. В Несвиже, куда перенаправят Александра по решению суда, ему фактически негде жить, а на работу, как он говорит, его никто не возьмет.
«Если врачи считают, что он здоров, его незаконно удерживать еще 10 дней! Уже невозможно это все терпеть, я ожидала, что его сразу освободят! Это пытки в течение более двух лет. Для него трудно знать, что мы страдаем. Это истинные пытки каждый день. За эти полтора года я не раз пожалела, что выжила в том теракте», - сказала Инесса Крутая.
Александр Крутой всегда считал свой процесс политическим: «Если бы я оставался на процессе, то доказал бы, что Коновалов и Ковалев ни при чем». Говорит, что не был ни на одном из шести судов, в которых его обвиняли.
Инесса Крутая что для отца остается опасность. «На тот момент он мешал расстрелять парней. Для того, чтобы их спокойно расстреляли, его и упекли в тюрьму. И для того, чтобы запугать остальных. Ведь если бы все увидели, что можно рассказывать, то было бы по-другому. Они от него не отвяжутся. Я для него даже не вижу возможности выжить».