По результатам специального социологического исследования (причем, официального), минские чиновники склонны к хамству и формализму.
Витебский правозащитник Леонид Светик рассказывает в интервью Euramost.org о том, что «практически такая же ситуация и по всей республике».
Социологический мониторинг был проведен информационно-аналитическим центром при администрации Лукашенко в апреле-мае 2009 года на тему состояния работы по дебюрократизации. По мнению опрошенных граждан, для сотрудников госорганов Минска в большей степени, чем для работников госучреждений других регионов, характерно проявление в отношении посетителей таких отрицательных качеств, как формализм, равнодушие, безразличие (41,1%), раздражительность (29,5%), грубость и хамство (18,4%).
- Такая ситуация по всей Беларуси, - констатирует Леонид Светик. – Приведу простой пример. Я являюсь членом Белорусской ассоциации журналистов, и мы от витебской организации БАЖа послали свое заявление в Глубокский райисполком по поводу положения местной независимой газеты. Так вот письмо отправили еще в феврале, а нам до сих пор не ответили. В райисполкоме не снизошли до того, чтобы дать хотя бы формальный ответ, хотя отправлена жалоба была заказным письмом. И я даже настаивал на том, чтобы подать по этому поводу в суд – ведь чиновники игнорируют Закон об обращении граждан. У меня такая практика была, и в свое время я выиграл дело в отношении одного чиновника, которого затем выгнали с работы. Чиновники не хотят разговаривать с людьми. Если человек более-менее образованный, то он еще может пожаловаться, а простой… Он практически беззащитен.
- Что, на ваш взгляд, порождает такое равнодушие чиновников и хамство?
- То, что они не зависят от людей. Если бы их избирал народ, то они бы боялись людей. Но чиновников назначает власть, и они боятся только своего вышестоящего начальства. И так же страшно боятся демократии с народной процедурой назначения. Если бы порядок был изменен, в их поведении изменилось бы многое.
- То есть, сама система этих равнодушных чиновников и породила?
- Естественно. Пятнадцать лет начальство не зависит от подчиненных. Чиновники напрямую связаны с Минском, а люди в этих отношениях как бы и не участвуют. От этой системы нужно было уйти уже давно.
- Можно ли бороться с этой бюрократической машиной?
- Я думаю, что можно даже в нынешних условиях, если бы оппозиционные структуры настроили себя на это. Если бы оппозиционные политики в областях боролись в первую очередь с местными чиновниками, за права простых людей, то люди, думаю, это оценили бы. И здесь, конечно, помощь оказывали бы и правозащитники, которые по сути оказались в одиночестве. Но мы все равно не можем охватить все. Нужны совместные усилия.
- Леонид, не так давно вам присудили почти 12 тысяч долларов якобы за разжигание межнациональной и религиозной розни. В какой стадии сейчас ваша кассационная жалоба на решение первой инстанции?
- Работаем над ней, скорее всего, подадим 24 июля. У нас, кстати, будут две кассации – со стороны адвоката и моя, где я буду излагать свое видение дела. Но две жалобы будут рассматриваться вместе. Я до сих пор считаю, что для меня вынесли очень жесткое наказание. Суд не предъявил оснований, почему он решил присудить мне такой огромный штраф. Не учли ни мое материальное положение, ни семейное положение (у меня двое несовершеннолетних детей и неработающая жена). К тому же, я тоже не работаю с февраля 2007 года, потому что со мной не продлили контракт в гимназии, как мне кажется, по политическим мотивам. У меня нет накопленных средств, чтобы компенсировать этот штраф.
- Ваши коллеги говорят, что лучше бы вам уже присудили три месяца отсидки, чем такую сумму денег…
- Да я и сам об этом не раз задумывался. Но дело в том, что, если я в течении месяца после вступления приговора в силу не заплачу штраф, то меня и так арестуют на три месяца, о чем мне и сказала судья. В этом плане наши чиновники безотказны…