Беларусь вряд ли сможет создать какую-то технику "с нуля" и "до конца".
Диктатор озаботился белорусским оружием. Напомним, на совещании по вопросам развития военно-промышленного комплекса страны он потребовал активнее развивать новые направления в оборонном секторе экономики и создавать востребованное на внутреннем и мировом рынках вооружение.
"Речь пойдет о безопасности нашего государства, нашей армии и ее вооружении, - заявил Лукашенко, открывая совещание. - Оборонный сектор экономики всегда являлся флагманом передовых технологий и инноваций. Только самое надежное и лучшее востребовано во всех армиях. И здесь нам ни в коем случае нельзя отставать".
По его словам, белорусские оборонные предприятия выпускают широкую линейку вооружений. Постоянным спросом в различных странах пользуются комплексы управления войсками и оружием, системы защиты от высокоточного оружия, радиолокационные станции, средства ПВО.
Сегодня более 70% продукции белорусского ВПК уходит на внешний рынок. А техника таких предприятий, как "Пеленг", МЗКТ, "Тетраэдр", практически в полном составе реализуется иностранным заказчикам."Нам удалось преодолеть ситуацию, когда в структуре экспорта преобладала излишествующая в Вооруженных Силах советская техника. Сейчас почти 90% экспортируемого вооружения и услуг - белорусские. Такую позитивную динамику нужно закреплять", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Между тем, бывший министр обороны Беларуси Павел Козловский считает, что белорусского правителя кто-то обманул. В интервью корреспонденту сайта "Товарищ.online" Козловский заявил, что Беларусь вряд ли сможет создать какую-то технику "с нуля" и "до конца".
"Сделать это крайне сложно. Беларусь может быть, и способна создать конкрентноспособную военную технику, но не "с нуля", и обязательно в кооперации с кем-то. У нас просто нет конечных образцов техники, у нас нет таких производств", - считает Козловский.
Он отметил, что наш ВПК – это наследие Советского Союза, а в СССР в Беларуси не было какого-то конечного производства оружия. "Мы создавали и создаем сейчас неплохие отдельные компоненты и системы оружия, например, системы наведения и управления огнем, БелОМО выпускает хорошую оптику, Барановичский авиастроительный завод ремонтирует самолеты. Даже те шасси МЗКТ и МАЗа для тягачей и военной техники – это всего только тягачи. На них надо разместить военную технику. То есть, все это "товары двойного назначения" и компоненты вооружений, но не конечный продукт", - говорит экс-глава военного ведомства.
По его словам, "как таковых, заводов по производству оружия в Беларуси не было, и я не вижу сейчас базы для производства каких-то серьезных вещей".
Правда, он вспоминает, что в середине 1990-х годов, когда Беларусь стала независимой, военные планировали создать в Беларуси собственное производство оружия. "В 1994 году мы хотели разработать и производить собственное стрелковое оружие. Был у нас тут конструктор автомата, мы плотно прорабатывали этот проект. Также мы очень плотно и плодотворно работали над возможностью производства в Беларуси легкомоторных самолетов, искали в этой области партнеров и союзников. Однако власть поменялась. И новая власть решила, что это им не нужно. А теперь та же самая власть собирается наладить в Беларуси производство беспилотников. Если бы не был похоронен проект легкомоторного самолета, это было бы сделать проще", - считает Козловский.
Он отмечает, что само желание оснастить белорусскую армию современным вооружением вполне похвально. "В современных условиях сильные страны обновляют свой парк боевых машин раз в 8-10 лет, - говорит бывший министр. - Беларусь, конечно, далека от сильных стран, но и нашей технике уже лет 30-40, это недопустимый возраст. Мы все ее чиним, переставляем запчасти с одной машины на другую. И так продолжаться не может. Но способны ли мы сами произвести вооружение мирового уровня с нуля до конечного продукта – в этом я очень сомневаюсь".