Простые законы сложной экономики
В уходящем феврале едва ли не самым заметным событием экономической жизни Беларуси стал доклад министра экономики Николая Снопкова, опубликованный на сайте Минэкономики Беларуси, наделал много шума - прежде всего потому, что министр озвучил то, о чем, по справедливости, должен был бы сказать премьер-министр. «В случае привлечения масштабных внешних заимствований значительно возрастет и валовой внешний долг, значение которого на конец 2013 года, скорее всего, превысит порог экономической безопасности...», – сообщил Николай Снопков.
И здесь на первый план снова выходят иностранные инвестиции – более того: оказывается, экономика Беларуси прямо от них зависит. «Уже сегодня на проведение модернизации дополнительно заявлено $3,5 млрд инвестиций. За счет чего удовлетворить эту потребность? Если это не иностранные источники (ПИИ) или не внутренние частные, то нужны внешние заимствования», – уверен министр.
По мнению Николая Снопкова, в 2013-м выбор у Беларуси невелик: или срочно выправлять ситуацию с иностранными инвестициями, или скатиться в такую девальвацию, что 2011-й покажется годом благополучия. «Возникший разрыв финансирования платежного баланса может быть компенсирован либо за счет снижения золотовалютных резервов, либо за счет девальвации национальной валюты, – убежден министр экономики. – Финансирование за счет девальвации национальной валюты, как нам известно, ведет к ускорению инфляции, спекулятивному спросу на валюту, росту процентных ставок (для обеспечения их положительного значения в реальном выражении), росту доли проблемных активов. Безрисковый источник развития – иностранные и внутренние частные инвестиции».
Что не так с инвестициями?
Как уже не раз сообщалось, власти Беларуси утвердили задание по привлечению в 2013 году $4,5 млрд недолговых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в том числе $2,5 млрд от приватизации. Однако подобное задание (вместе показателями роста ВВП и инфляции) традиционно утверждается на каждый год – и так же традиционно проваливается.
Так, в 2012 году планировалось привлечь $3,7 млрд ПИИ (в том числе $2,5 млрд от приватизации), но фактическое привлечение составило $1,3 млрд, а запланированные средства от приватизации вообще практически не поступили. На мрачную инвестиционную картину 2012 года стоит посмотреть более пристально.
По данным Национального статистического комитета РБ за 2012 год, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) составили $1,376 млрд. Для сравнения: в 2011 году эта сумма составляла $3,974 млрд – то есть за год иностранные инвестиции сократились без малого в три раза.
Наиболее заметно, просто катастрофически, в 2012 году упали прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики (кроме банков). В 2011 году они составили $3,442 млрд, а в 2012-м – всего $853,8 млн. Из них стоимость проданных пакетов акций (составляющих более 10% в уставном фонде), принадлежащих государству, по данным Госкомимущества, сократилась с $2,5 млрд в 2011 году до $3,2 млн в 2012-м. ПИИ в банковский сектор (по данным Нацбанка) в 2012-м сократились незначительно – до $363,8 млн против $396,8 млн в 2011 году.
С одной стороны, мы видим, что как бы в 2011-м, несмотря на финансовый кризис в стране, приватизация шла успешно, а в 2012-м она фатально обвалилась. С другой стороны, тут стоит вспомнить, что высокий «приватизационный» показатель 2011 года обеспечила на самом деле одна-единственная сделка – продажа российскому «Газпрому» пакета акций «Белтрансгаза». Если бы в 2012 году у белорусского правительства получилось хотя бы продать (как планировалось) за $1 млрд госдолю в сотовом операторе МТС, результат года был бы совсем другим.
Если посмотреть на распределение ПИИ на чистой основе за 2012 год по областям и Минску, то картина выглядит вообще анекдотичной. Итак, в минувшем году в целом по Беларуси иностранные инвестиции получили 4558 организаций, но только 16 (!) из них – в размере более $10.000. Больше половины всех получателей инвестиций оказалось в Минске – 2470 организаций, из них более $10.000 получили только семь.
Но и это еще ничего: в Витебской области вообще никто не получил $10.000 или более, а в Брестской и Гомельской областях более $10.000 инвестиций получили по одной организации, в Могилевской и Гродненской – по две.
Теперь посмотрим на распределение ПИИ по видам хозяйственной деятельности. Сразу видим, что инвестиции по графе «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» выросли почти вдвое – с $8 млн в 2011 году до $17,2 млн в 2012-м. Хотя радоваться тут нечему. Если у нищего в кармане было пять рублей, а вы дали ему еще пять, то денег у него стало вдвое больше – но нищим он быть не перестал.
Что же касается белорусской промышленности, то за 2012 год она получила $346 млн инвестиций – в 2011-м было $327,7 млн. При этом инвестиции в горнодобывающую промышленность упали почти вдвое – с $33,5 млн до $17,6 млн. Зато выросли инвестиции в обрабатывающую промышленность – с $293 млн до $326 млн. Основной рост в промышленности показали такие сегменты, как «деревообработка» (с $15,7 млн до $77,3 млн) и «производство транспортных средств и оборудования» (рост с $7,5 млн до $33,9 млн). Но при этом полный провал наблюдается по пунктам «производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов» (падение с $9,7 млн до -$660 тыс) и «химическое производство» (падение с $27,5 млн до -$1,2 млн).
В 2012 году выросли иностранные инвестиции в строительство – до $71,8 млн с $50,7 млн в 2011-м. Зато резко сократились ПИИ по графе «торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» – с $147,5 млн до $93,5 млн. Здесь основным фактором падения стала розничная торговля, хотя и оптовая торговля внесла свою лепту.
Категория «транспорт и связь» вообще продемонстрировала феерический провал: иностранные инвестиции сократились с $2,6 млрд в 2011-м до $130 млн в 2012 году. При этом сама отрасль связи, наоборот, нарастила ПИИ с $31 млн до $71,8 млн. А провал обусловлен все тем же «фактором Белтрансгаза» – в статистике он отражен в графе «сухопутный транспорт».
Сокращение иностранных инвестиций в других отраслях выражено не так явно, но тоже заметно. Так, ПИИ в сегменте «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» сократились с $246,5 млн в 2011 году до $142,5 млн в 2012-м. Инвестиции в систему образования сократились с $111 млн до $78,1 млн. В здравоохранение – вообще с $726 млн в 2011 году до $8,5 млн в 2012-м.
Зато хорошие результаты показала IT-отрасль («деятельность, связанная с вычислительной техникой»). Иностранные инвестиции в нее за 2012 год составили $55,5 млн, тогда как в 2011 году эта сумма составляла $32,5 млн. В основном достигнутый рост – заслуга Парка высоких технологий. В 2012 году на его резидентов пришлось в общей сложности $41 млн ПИИ.
Мнение эксперта
Приведенную выше статистику, а также возможный сценарий событий в 2013 году для БДГ прокомментировал экономист Леонид Злотников:
- Как Вы объясните такие колебания размера привлеченных инвестиций?
- На самом деле, если брать прямые иностранные инвестиции, ситуация существенно не изменилась. Поступления как были невелики, так таковыми и остались. Другое дело, что статистическое ведомство достаточно ловко манипулирует цифрами. Например, открывается китайская кредитная линия на $16-18 млрд, но деньги эти все равно не используются. Но их все равно каким-то образом включают в валовые инвестиции, просто потом статистика пишет, что они не использованы.
То есть там очень много различных показателей, и имеет смысл говорить только о прямых инвестициях. А если по итогам 2011-го отбросить поступления от продажи «Белтрансгаза», то окажется, что принципиальной разницы между 2011-м и 2012-м годами в инвестиционном плане нет.
- Каковы Ваши прогнозы по инвестициям в 2013 году?
- На этот год запланировано поступление чистых иностранных инвестиций в размере $4,5 млрд. Но если не будет серьезной приватизации, то шансы выполнить этот план весьма малы. Кроме того, стоит помнить, что некоторые решения конца 2012 года резко снизили уровень защиты частной собственности в стране. Примеры тому – решение забрать акции у собственников «Спартака» и «Коммунарки», а также решение ввести государственных представителей в акционерных обществах – даже тех, где государство миноритарный акционер или вообще не имеет доли акций. Понятно, что все это не воодушевляет инвесторов.
- Николай Снопков в своем нашумевшем докладе заявил, что если не будет интенсивного поступления иностранных инвестиций (в том числе за счет приватизации), то модернизацию придется обеспечивать за счет сильной девальвации белорусского рубля. Но Лукашенко, вернувшись из Сочи, заявил, что не будет ни массовой приватизации, ни девальвации. Как Вы объясните это противоречие?
- Я вижу здесь не оценку президентом реальной ситуации, а просто его желание – того, какой он эту ситуацию хочет видеть. Хотя, быть может, заявление Лукашенко – просто пропагандистский ход, чтобы не вызывать заранее каких-то ожиданий в обществе.