В обмен на соглашение по нефти Беларусь может уступить России свои нефтеперерабатывающие заводы.
Так считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов, пишет агентство «Регнум».
Эксперт полагает, что ситуация будет развиваться по «достаточно классическому для российско-белорусских отношений сценарию». «Одна из сторон идет на уступки, зато за это получает компенсацию», - объяснил он. В качестве примера он привел сделку по продаже газотранспортной системы Беларуси. «Россия настаивала на том, чтобы ей продали «Белтрансгаз», в итоге она его получила, но за это заплатили дорого и дали Беларуси на газ огромную скидку», - отметил Симонов.
По словам эксперта, то же самое было в ситуации с нефтепродуктами. Он напомнил: «Москва поняла, что происходит странная ситуация: нефть поставляется в Беларусь, та из нее делает нефтепродукты и продает Европе, а пошлины России не платит». «Там тоже достаточно хитро поступили: проблему решили, но при этом Беларусь по другим номенклатурам получила скидки», - заявил он. При этом эксперт отметил: «Беларусь продолжает производить нефтепродукты, но декларирует их как лаки, как краски и вывозит в Европу, просто обманывая Россию».
Поэтому Симонов считает, что новое соглашение обернется «масштабным компромиссом». «Например, Беларуси придется признать, что она занимается практически контрабандным экспортом, и произойдет продажа белорусских НПЗ российским компаниям, но по высоким ценам», - предположил он. По мнению эксперта, «с одной стороны, это будет выглядеть так, будто Беларусь уступила России, но с другой стороны, Минск получит настолько солидную компенсацию, что может трактоваться как победа Лукашенко».
Напомним, 28 февраля стало известно, что представители России и Беларуси не пришли к договору по топливно-энергетическому балансу в 2013 году. Как заявил госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота, «Минэнерго России взяло тайм-аут». Договоренность по поставкам российской нефти в Беларуси есть только на I квартал текущего года. В дальнейшем Россия готова поставить 18,5 млн. тонн нефти, а официальный Минск настаивает на 23 млн. тонн.