Переосмысление недавних репрессий против чиновной элиты.
Для руководителей партии «Единая Россия» это было похоже на сцену из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Наверное, они больше похожи на председателя домового комитета Никанора Ивановича Босого, над которым пошутил Сатана в обличии Воланда. Рубли, которые он получил от Воландового спутника и спрятал в вентиляцию в собственной квартире, обратились в доллары. Босого арестовали и поместили в психушку, и там ему снится, что с небес раздается громкий бас: «Сдавайте валюту!»
На этот раз голос, который требовал сдать счета в иностранных банках, принадлежал президенту Владимиру Путину. 12 февраля он подал в Думу законопроект, запрещающий чиновникам и депутатам иметь счета за границей или вкладывать деньги в ценные бумаги иностранных государств. Документом также не разрешалась собственность на зарубежную недвижимость, хотя впоследствии этот запрет заменили требованием ее декларирования.
Через день оказалось: Владимир Пехтин, основатель партии «Единая Россия» и председатель думского Комитета по депутатской этике, является владельцем незадекларированного роскошного жилья в Майами-Бич стоимостью 1,3 миллиона долларов. Детали обнародовал в интернете лидер оппозиции, блогер Алексей Навальный. Сам Пехтин отверг эти «незаслуженные обвинения». «У меня практически нет недвижимости за рубежом», – утверждал чиновник. Но 20 февраля (несомненно, услышав голос Путина) подал в отставку. По его словам, даже если он и не совершил ничего противоправного, этот скандал бросил тень на партию, а ее интересы должны стоять выше личных. Еще один депутат-единоросс Анатолий Ломакин, чье состояние оценивается в 1,2 миллиарда долларов, подал в отставку «по состоянию здоровья». По свидетельствам СМИ, пишут заявления об увольнении и другие депутаты. На государственном телевидении показывали кадры апартаментов в Майами-Бич и говорили о чистках и возвращении моральных ценностей.
Вместо публичных разоблачений и показательных судов в стиле 30-х годов прошлого века однопартийцы встретили «вычищенного» Пехтина бурной овацией и назвали его примером добродетели. Против него не возбуждали никаких дел, и в конце концов он оказался на тепленьком месте. Впрочем, чистки свидетельствуют об изменении в российской политике.
Бывший консультант Кремля Глеб Павловский объясняет, что в прошлом партноменклатура была надежно защищена от критики противников и могла наслаждаться плодами своей лояльности и дома, и за рубежом без вмешательства сверху. Отставка Пехтина свидетельствует, что это уже не так, но новых правил никто не объясняет. Элита от этого нервничает, что, с точки зрения Путина, не так и плохо.
Чистки не является уступкой оппозиции. То, что Кремль воспользовался для этого информацией Навального, не мешает ему выдвигать против оппозиционера новые обвинения. Не стали они и следствием внезапного поворота к принципам демократической отчетности. По мнению кремлеведов, это, наиболее вероятно, отражает потребность Путина увеличить свою легитимность в глазах избирателей и усилить контроль над элитой, которая почему-то любит держать свои состояния и детей на Западе.
За чистками скрывается предположение, что Запад плетет против него заговор и может воспользоваться частными интересами российских чиновников. Путин, похоже, считает принятый Америкой «акт Магнитского» (предусматривающий санкции против российских чиновников, виновных в нарушении прав человека) попыткой контролировать их. Отсюда его желание «оградить» элиту от западного влияния и увеличить собственное.
Но выбор у Путина ограничен. Доступ к западным товарам, услугам и недвижимости – краеугольный камень системы. Если его убрать, еще большая часть элиты может повернуться против него. Выборочные (и пока мягкие) чистки, запрет на счета за рубежом и антиамериканская истерия могут быть только половинчатыми мерами, но не исключено, что даже и этого окажется много. Редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов отметил: «Путин подвесил над головой элиты топор. Но как осторожный политик он считает угрозу наказания более действенной, чем само наказание».
Репрессии применяются не только к несогласным, но и к госслужащим низшего ранга. За прошлый год против местных чиновников, депутатов советов и мэров было возбуждено более 800 дел. Пока что самая известная жертва – Анатолий Сердюков, бывший министр обороны, впутанный в коррупционный скандал. Его уволили, унижали на каналах государственного телевидения, но не арестовали и не предъявили обвинений. Предстанет ли он перед судом? Это покажет, насколько далеко зашли путинские чистки.
«Украïнський Тиждень», перевод — Inosmi.ru