Пословица новейшего времени гласит: «Все, что ни делается, – делается в Китае. Все, что ни происходит, – происходит в Америке. Все, что ни случается, – случается в России». Действительно, Китай уже стал для всего мира не столько фабрикой по пошиву дешевых джинсов, сколько сборочным цехом высокотехнологической продукции. Показательно, что, к примеру, 100% самых современных смартфонов и ноутбуков Apple, 90% компьютеров Hewlett-Packard и т.д. собираются именно в Китае. Почитайте документацию к своему сотовому телефону. Какой бы он марки не был, с вероятностью 85% он выпущен на одной из китайских фабрик.
Белорусы привыкли хвастаться своими высокотехнологичными производствами, тем, что были «сборочным цехом СССР». И не заметили, как потеряли лидерство на постсоветском пространстве. А одним из главных поставщиков высокотехнологической продукции и оборудования для Беларуси стал еще недавно не воспринимавшийся всерьез Китай.
Сегодня большинство позиций в двадцатке основных импортных товаров из Китая – это продукция высокотехнологических отраслей, которые десятилетие назад только зарождались в Китае и выходили на международный рынок. Белорусы же в то время вместо организации собственных экспортно-ориентированных производств занимались пресловутым «импортозамещением». Как результат, сегодня мы покупаем в Китае компьютерную технику, телекоммуникационное и энергетическое оборудование, транспорт.
По количеству легковых автомобилей (838 штук) Китай в 2012 году занял в Беларуси седьмое место после России, Германии, США, Кореи, Чехии и Японии. По поставкам автомобильных комплектующих и запчастей китайцы уже третьи после России и Германии. Китай также стал важным поставщиком полуфабрикатов и оборудования для предприятий легкой промышленности, производителей пластмассовых изделий, химической и фармацевтической промышленности.
Важнейшие группы китайских товаров в Беларуси в 2012 году:
№
Группа товаров
Объем импорта, в млн долларов
1
Вычислительные машины для обработки информации и комплектация
148,1
2
Аппараты связи и комплектация
129,0
3
Обувь и комплектация
118,0
4
Электрооборудование (двигатели, генераторы, трансформаторы)
101,0
5
Железнодорожные электрические локомотивы и части подвижного состава
82,5
6
Газовые турбины
80, 1
7
Части к принимающей и передающей аппаратуре
74,2
8
Запасные части для автомобилей (тормоза, коробки передач и др.)
66, 0
9
Соединения гетероциклические, содержащие атомы азота и прочие гетероциклические соединения
46,0
10
Прокат, проволока, трубы из черных металлов
40,7
11
Алюминиевые полуфабрикаты, металлоконструкции, фольга
40,0
12
Ткани, нити, волокна, пряжа синтетическая и искусственная
38,1
13
Полимеры стирола, полуфабрикаты из пластмасс
36,7
14
Готовая одежда
32,3
15
Пластмассовые изделия (тара, стройматериалы, посуда, сантехнические изделия)
32,2
16
Металлоконструкции
32,0
17
Антибиотики
30,7
18
Столовые приборы и изделия из черных металлов
28,2
19
Котлы и оборудование
25,6
20
Аминосоединения с кислородосодержащей функциональной группой (лизин и его эфиры)
23,7
(Данные Национального статистического комитета РБ)
30 октября 2012 года участники прошедшего в Минске XIII заседания белорусско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству констатировали: китайские банки открыли кредитные линии на $5,5 млрд для финансирования проектов в Беларуси, а со временем они могут увеличить объемы капиталовложений. Самым масштабным проектом двустороннего сотрудничества должен стать Китайско-белорусский индустриальный парк в Смолевичском районе Минской области. По оценкам Совмина РБ, общий объем кредитования совместных инвестпроектов в настоящее время составляет $16 млрд.
В результате уже сегодня получается так, что белорусские предприятия используют для модернизации китайское оборудование, которое не позволяет производить по-настоящему качественную продукцию. Покупать другое промышленное оборудование сложно, ведь для модернизации часто используются китайские кредиты. А Китай дальновидно дает Беларуси только «связанные» кредиты, то есть те, которые прямиком направляются на закупки китайского же промышленного оборудования и китайских товаров.
Продукция, выпускаемая на таком оборудовании, находит спрос только в странах СНГ и «третьего мира», то есть приносит низкий доход. А это означает, что новое оборудование опять придется покупать по дешевке, у Китая. Такая получается ходьба на месте…
Тем временем Китай активно переносит в Беларусь собственные производства. В Борисове совместно с китайской корпорацией Geely уже налажено ориентированное на российский рынок производство легковых автомобилей из китайских машинокомплектов. А в сентябре 2013 года в Борисовском районе около деревни Пересады начнется строительство отдельного завода по сборке китайских легковых автомобилей. По словам министра промышленности Беларуси Дмитрия Катеринича, китайские затраты на реализацию проекта составят $244,9 млн.
Как отметил Дмитрий Катеринич, проект сборки в Беларуси легковых автомобилей будет развиваться в два этапа. Первый предполагает строительство завода по производству 60 тыс. автомобилей, второй – увеличение его мощностей до 120 тыс. автомобилей в год.
На новом заводе уже на первом этапе будет несколько подразделений: сварка кузова, сборочное производство, покраска автомобилей, наладка и предпродажная подготовка. На втором этапе, с увеличением мощностей до 120 тыс. автомобилей, предусмотрено создание кузово-штамповочного цеха, где будут делать и штамповку деталей автомобиля.
Кроме вышеупомянутого технопарка, существует и ряд других проектов по организации в Беларуси китайских производств. Если так дело пойдет и дальше, Беларусь превратится в сугубо аграрное государство, в технологическом и промышленном плане полностью зависящее от Китая. Кстати, такая трансформация сейчас происходит с некоторыми странами Центральной Африки, также получившими значительные китайские инвестиции.
Комментарии экспертов
«Китай нашел свой путь и быстро по нему идет. Это уже не страна базарного ширпотреба. В Китае есть много компаний мирового уровня. Они на равных конкурируют не только за свой внутренний, а даже за американский и европейские рынки. Поэтому ничего удивительного в том, что объем поставок высокотехнологичных товаров из Китая растет, – констатирует экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – Копирование, часто незаконное, передовых технологий, дешевая рабочая сила, низкая регуляторная нагрузка, мощный предпринимательский драйв, интеграция в мировую систему разделения труда при дисциплинированной макроэкономической политике – вот и получился китайский феномен».
За редким исключением качество китайских товаров ниже немецких, швейцарских, итальянских или американских, считает эксперт БДГ. Это значит, что на китайских производствах нельзя достичь такого же качества потребительских товаров. Покупая китайское оборудование, белорусские производители обрекают себя на рынки относительно дешевых товаров. Но на них и без того очень жесткая конкуренция, в том числе со стороны китайских производителей.
«Да, китайское дешевле. Белорусским покупателям кажется, что они экономят и совершают выгодные сделки. В краткосрочном периоде преимущества получить можно, но стратегически при таком подходе выиграть нельзя, – говорит Романчук. – Еще одна опасность увлечения китайским кроется в том, что инвестиционные товары закупают «красные директора», номенклатура, в том числе институционально очень вредные руководители концернов. Они тратят не свои деньги. Они не чувствуют себя хозяевами предприятий, на которые покупают китайское оборудование. Зато они имеют возможность получить откат при умелой организации закупок. Китайцы – не финны или шведы. Они легко находят общий язык с распорядителями чужого, которые часто принимают решения по закупке оборудования. Так что увлечение китайским сегодня, в рамках существующей структуры собственности – это закладка бомбы замедленного действия под конкурентоспособность белорусских предприятий завтра».
Пока для рядовых белорусских потребителей наиболее заметно доминирование китайских производителей на рынке электронной продукции – компьютеров, сотовых телефонов и смартфонов, телевизоров и прочей бытовой электроники. И здесь белорусские предприятия порой используют продукцию китайских компаний для собственных манипуляций под лозунгом «импортозамещения».
«В большинстве случаев, к сожалению, в Беларуси есть только видимость высокотехнологичного производства. На самом деле это всего лишь плановое развитие показателей якобы белорусского производства. А в реальности – это «недосборка». Телевизоры, планшеты, мониторы и прочее... Делается заказ в Китае на самые дешевые товары, а в Беларуси лишь заклеивается торговый знак вендора, – говорит директор компании «Компьютербай» Руслан Счеснович. – Такой «белорусский» товар имеет худшее качество и большую цену, из-за его переупаковки, изготовления наклеек, новой упаковки, содержания рабочих, управленцев, «производственных» и складских площадей… Но продается данный товар отлично, несмотря на плохое качество и высокую цену. Причина в том, что госпредприятия обязаны покупать произведенное в РБ, и только в случае отсутствия в перечне производимых товаров, они имеют право купить то, что им действительно надо. В итоге государство травит само себя, закупая некачественное и продавая его себе же… Пользователи жалуются на качество, но выбора нет. Любое оборудование закупается для производства интеллектуального или физического товара. Базируясь на некачественном товаре, нельзя произвести качественный. В стоимость производимого товара включаются и указанные расходы, – соответственно, на выходе мы получаем неконкурентный (дорогой) товар, к тому же возможно еще и некачественный из-за работы на плохом «инструменте». А самое интересное, что такой «производитель» еще и деньги «зарабатывает»! А в обманутых все то же государство».
По мнению Руслана Счесновича, ныне существующий «высокотехнологический» китайский импорт нередко попросту «добивает» тех производителей, кто мог бы составить китайцам конкуренцию в самой Беларуси.