Евросоюз и Таможенный союз «Казбелрос» в лице Казахстана, России и Беларуси «трещат по швам» почти одновременно, но как по-разному!
Только что Евросоюз и МВФ согласились выделить Кипру 10 млрд. евро в обмен на готовность Кипра самостоятельно собрать еще 5,8 млрд. Таким образом, Кипр осуществит мечту бедных слоев населения – раскулачит на 30% олигархов. И олигархов преимущественно российских, которые имеют на острове в депозитах 28 млрд. долларов, пишет Андрей Пышный в газете «Украiнська правда».
В обмен на свой многомиллиардный кредит Кипру, ни одно из государств Евросоюза не получат кипрские пляжи и недвижимость. Такие деньги выделяются, чтобы сдержать расползание кризиса по Европе и не допустить развала ЕС.
В это же время в «Казбелросе», руководство Беларуси также ищет новый кредит. Но Лукашенко для счастья нужно меньше – всего 2 миллиарда долларов, чтобы экономика дотянула до осени (заметим, что Беларусь по населению в десять раз больше Кипра). Эти 2 миллиарда срочно нужны, чтобы не допустить очередной девальвации белорусской национальной валюты. И Россия может их дать, но с условием, что получит «БелАЗ» и Гомельский химкомбинат – крупнейшие предприятия двух из шести белорусских областей.
Это при том, что разница между заявленной потребностью нефти в Беларуси на 2013 год и тем, что Россия согласна поставить, составляет 5 млн. тонн, или 21% от всего белорусского потребления. Более того, Россия до сих пор использует против белорусских товаров таможенные ограничения. Кстати, в 2012 году инфляция в Беларуси составила 21,8%, а в 2011 национальная валюта упала вообще втрое. Такого «процветания» Минск достиг за три года пребывания в Таможенном союзе, после чего Лукашенко назвал его «бесполезной структурой».
Сейчас Беларусь живет тем, что продает себя России по частям за подачки. В нынешнем году в Беларуси пик выплат по внешним задолженностям кредиторам – 3,1 млрд. долларов.
Интересно, что Россия дает Беларуси кредиты дороже, чем «империалистический МВФ». Зато Кипру, который не является членом Таможенного союза, Россия в свое время дала кредит на 2,5 млрд. евро под 4,5% годовых (процент МВФ). А недавно согласилась снизить проценты до 2,5%, это фактически означает списание 10% долга.
Сотрудничество «Казбелроса» идет в одни ворота, а точнее – в российские. К примеру, за 2012 год экспорт из России в Беларусь и Казахстан вырос на 13,9%, а экспорт из Казахстана в Россию и Беларусь, напротив – сократился на 9,8%.
По словам вице-премьера Казахстана Кайрата Келимбетова, который представляет страну в Евразийской экономической комиссии и возглавляет межправительственную комиссию с Россией: «До создания Таможенного союза Казахстан имел определенные цены на потребительские товары – сейчас цены выросли. Население резонно спрашивает: а зачем нам Таможенный союз, если цены на товары растут?
Три года назад мы говорили гражданам, что ЕЭП – это рынок на 170 млн. человек, масса совместных проектов, у переговорщиков правительств была эйфория по поводу интеграции. А сейчас по многим вопросам создалось бюрократическое напряжение.
Мы хотим быть партнерами, а партнеры – это не те люди, которые друг друга субсидируют. Мы продаем казахстанский газ по цене, которая ниже закупочной цены "Газпрома" в Туркменистане и Узбекистане. Ашхабад и Ташкент получают около 300 долларов за тысячу кубометров, а мы – около 200 долларов».
Дело в том, что в органах Таможенного союза Россия имеет часть в 57% и может принять практически любое решение. Тогда как в Европейском Парламенте (парламенте ЕС) даже крупнейшее государство ЕС – Германия – имеет всего лишь 12% голосов. Ключевой орган ЕС – Европейская Комиссия состоит из 27 независимых членов – по одному от каждой страны-участницы.
Казахстан заполонили некачественные российские товары, а цены на европейские и китайские прыгнули вверх. За 2012 год, при инфляции национальной валюты в 6%, гречка подорожала на 150%, сахар и масло на 100%, мясо на 33-40%.
По сути, в результате присоединения к Таможенному союзу, Казахстан стал сырьевым придатком России, экономика которой сама является сырьевым придатком ЕС, а в последнее время, и Китая. И это при условии, что Казахстан имеет преимущественно сырьевую экономику.
Исходя из опыта Казахстана и Беларуси, Таможенный союз убивает остатки экономики и экспортного потенциала, изолирует страну от мировых рынков, перспектив модернизации и лишает бюджет значительной части поступлений. Ведь 87,87% всех таможенных сборов идет России, Казахстану лишь 7,33% и Беларуси – 4,7%.
Учитывая это, недавно казахская оппозиция выступила с идеей о референдуме за выход страны из Таможенного союза и ЕЭП. А между тем, казахская оппозиция плотно контролируется президентом, поэтому без власти такая инициатива не была бы возможной.
Несмотря на это, Кабинетом министров Украины создана рабочая группа высокого уровня по вопросам углубления сотрудничества с Таможенным союзом в составе 10 человек во главе с вице-премьером Юрием Бойко. Как заявил премьер Азаров, Украина собирается стать наблюдателем в Таможенном союзе, чтобы не допустить против себя дискриминационных мер. Зато российский премьер Медведев заявил, что Украина в статусе наблюдателя будет лишь «нюхать воздух».
В обмен на эту оплеуху мы делаем комплимент структуре Таможенного союза, подтверждая ее международную субъектность – Украина планирует подписать меморандум с наднациональным регулирующим органом Таможенного союза, а не с равноценным субъектом международного права.
В Таможенном союзе, ни статус наблюдателя, ни другой статус, не сможет предотвратить дискриминационные меры в торговле с российской стороны. Ведь Россия рассматривает торговлю исключительно как политический инструмент, а не взаимовыгодный процесс. Срабатывает советская традиция «дефицитного» мышления – никуда не денутся, приползут на коленях.
На самом же деле Украине вот уже 22 года под разными названиями подсовывают ту же самую «матрешку»: СНГ, ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС, а вот наконец и Таможенный союз. Россия всерьез хочет, чтобы туда кто-то вступил и носится с этим предложением с такой навязчивостью, как будто продает кирпич.
Экс-президент Польши Квасьневский как-то сказал, что власти Украины хотят быть на 70% в ЕС и на 30% в Таможенном союзе. Простая арифметика – основные интересы страны и бизнеса лежат в ЕС. А это повышение конкурентоспособности, занятие ниши в мировом разделении труда, безопасность и защищенность прав граждан. А в Таможенный союз Украину тянут лишь «евразийские» инстинкты власти – она любит не закон, а полное беззаконие.