Министерство промышленности и торговли России подготовило законопроект, который может очень сильно ударить по белорусским автопроизводителям. В нем предлагается распространить утилизационный сбор на автомобили, произведенные в странах Таможенного союза. После этого, к примеру, МАЗ может потерять значительную долю российского рынка – ключевого для завода.
Сбор как инструмент давления
Минпромторг РФ подготовил законопроект, согласно которому за все выпускаемые в странах Таможенного союза автомобили при их ввозе в Россию придется платить утилизационный сбор. Если поправки Минпромторга будут приняты, обновленный закон вступит в силу с 1 июля 2013 года. Тогда утилизационный сбор в РФ будут выплачивать все импортеры, а местные автопроизводители вместо этого могут гарантировать утилизацию выпускаемых машин. По мнению юристов министерства, таким образом Россия «исполнит свои обязанности члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров», а это, в свою очередь, снизит риск подачи иска со стороны Евросоюза.
Напомним, что в действующем сейчас Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» указано, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза (статья 24.1., пункт 6).
Аналитики российского автомобильного рынка поспешили заявить, что если российское правительство поддержит инициативу Минпромторга (а все к тому идет), сильнее всех прочих пострадает Минский автомобильный завод, который в больших количествах экспортирует в Россию грузовики и автобусы.
В 2012 году основной автопроизводитель Беларуси выпустил 22.854 грузовых автомобилей и более 2000 автобусов. При этом на российский рынок приходится около 80% всех продаж МАЗа. До сих пор МАЗу удавалось более-менее успешно конкурировать с КамАЗом за счет низких цен (следствие дешевизны белорусской рабочей силы), а также благодаря тому, что МАЗ выпускает много седельных тягачей – которые практически не производятся КамАЗом.
Но в конце 2012-го и начале нынешнего года продажи МАЗов в России все равно значительно упали. По сообщениям ряда СМИ, ситуация на МАЗе уже сейчас критическая. Склады заполнены готовой продукцией, завод перешел на сокращенную рабочую неделю, зарплаты рабочих заметно сократились.
Понятно, что в такой ситуации введение утилизационного сбора на белорусские грузовики просто-напросто «добьет» МАЗ – наши машины потеряют остатки конкурентоспособности. Спасение видится только одно – форсировать создание белорусско-российского холдинга «РосБелавто», к созданию которого нас подталкивает российское правительство и концерн «Ростехнологии».
По требованию ВТО
По официальной версии, задача утилизационного сбора для импортных машин – компенсировать потери бюджета от вступления России в ВТО. Вступая в торговую организацию, Россия обязалась сократить ряд ранее действовавших пошлин на ввоз иномарок из-за границы. Однако при этом все равно нужно было как-то защищать своих автопроизводителей.
Выйти из положения России должна была помочь новая пошлина – «утилизационный сбор», который должен был, по идее, закрыть доступ в страну старому импортному «автохламу». И помочь производству собственного российского автохлама.
30 августа 2012-го Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», которое определило порядок импорта легковых и коммерческих автомобилей с территорий стран-участниц Таможенного союза. В частности, оно освобождало от уплаты утилизационного сбора производителей, зарегистрированных на территории Беларуси и Казахстана и включенных в перечень организаций, освобожденных от уплаты утилизационного сбора.
То есть, как видим, уже тогда была заложена возможность избирательно допускать «союзных» автопроизводителей на российский рынок – включая их в пресловутый перечень, или исключая из него.
31 августа 2012-го в России были опубликованы окончательные правила взимания утилизационного сбора и их ставки. Самыми высокими оказались ставки для юридических лиц, ввозящих самосвалы полной массой свыше 350 тонн, которые предназначены для езды по бездорожью – 37 базовых ставок в 150 тыс. рублей (5,5 млн рублей) за новые машины и 40 базовых ставок – за старые. За авто весом до 2,5 тонны юридическим лицам придется заплатить по 0,5 от ставки в 150 тысяч рублей (75 тыс.), если автомобиль новый, и по 0,8 ставки (120 тысяч), если он старше трех лет.
Тогда, в конце 2012-го, наблюдатели предполагали, что от утилизационного сбора однозначно пострадает прежде всего Украина, не входящая в Таможенный союз. Не секрет, что авто украинского производства за пределами самой Украины конкурентны только на рынках СНГ. В результате уже сейчас пострадали продажи легковушек Daewoo Lanos, производимых на Запорожском автозаводе, а также автобусов типа «Богдан» и «Эталон». По оценкам экспертов, продажи украинских авто в России до конца 2013 года сократятся на 10-20%.
Пока Беларусь и Казахстан сохраняют прежние ставки таможенных пошлин на ввоз новых автомобилей – 30%. А в России таможенные пошлины на ввоз новых легковых автомобилей после вступления в ВТО снизились с 30% до 25%. Однако, поскольку Казахстан и Беларусь не являются членами ВТО, по большинству товаров ставки таможенных пошлин остались прежними – это действующие в настоящее время ставки единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС). Для Казахстана и Беларуси ставки остались на прежнем уровне по большинству товарных позиций 87-й группы, в которую входят транспортные средства, в том числе автомобили.
Понятно, что для наших автозаводов – МАЗа, БелАЗа, МЗКТ, МоАЗа – было намного важнее, чтобы Россия включила их в тот самый перечень производителей, освобожденных от уплаты утилизационного сбора. Однако теперь этот перечень может быть просто ликвидирован – если инициатива Минпромторга РФ получит поддержку в правительстве и в Кремле.
Кроме того, введение Россией утилизационного сбора может поставить крест на мегапроекте белорусского правительства по сборке в Беларуси китайских легковушек Geely. Достаточно вспомнить, сколь резкую реакцию России вызвал этот проект в самом начале 2012 года, чтобы понять: Geely белорусской сборки в РФ не будут освобождены от утилизационного сбора. А ведь их производство (сперва в объеме 60 тыс., потом – 120 тыс.) с самого начала задумывалось как ориентированное на рынок восточного соседа.
Коварство союзника?
Если белорусские чиновники по традиции не торопятся комментировать происходящее, то россияне без особого стеснения признают: одна из причин применить утилизационный сбор, в частности, к белорусским автопроизводителям, – это возможность снизить их рыночную стоимость в ходе создания холдингов вроде «РосБелавто» (МАЗ + КамАЗ).
Российское деловое издание «Ведомости», говоря об инициативе Минпромторга, напомнило, что в российско-белорусское СП «РосБелавто» должны быть внесены госпакеты МАЗа и КамАЗа. Но вот точные их пропорции пока не определены – и они зависят от рыночной цены активов (капитализации) каждого из предприятий. На просьбу «Ведомостей» прокомментировать, как повлияет на проект создания холдинга необходимость уплаты сбора при поставках МАЗа в Россию, представитель КамАЗа лаконично заметил: «Переговоры об альянсе продолжаются, и для нас МАЗ остается конкурентом».
«Конечно, для России лучший вариант при создании «РосБелавто» – это снизить оценочную стоимость МАЗа. Тогда белорусской стороне для достижения паритета в холдинге придется к головному предприятию МАЗа добавить аффилированные предприятия – например, ММЗ или Минский подшипниковый завод, а может, гродненского производителя карданных валов «Белкард», – говорит замглавы российского агентства «Авто-Маркетинг» Рустам Гулиев. – Простейший способ «уронить» стоимость МАЗа – лишить его значительной доли российского рынка, применив сейчас к минским грузовикам систему утилизационного сбора. А впоследствии, уже после создания и юридического оформления «РосБелавто», требования по уплате утилизационного сбора можно будет избирательно отменять или вводить на них мораторий. Хороший способ давления на промышленность союзников по ЕврАзЭС».
P.S.
Белорусское правительство, наконец, отреагировало на инициативу Минпромторга России. Правда, отреагировало неоригинально – устаревшей риторикой о том, что российская сторона опять ставит меркантильные соображения превыше освященной веками дружбы белорусского и российского народов.