Условия для нормализации отношений между Минском и Брюсселем остаются прежними: освобождение и реабилитация политзаключенных.
Так политический обозреватель Роман Яковлевский прокомментировал послание Лукашенко «национальному собранию» и белорусскому народу, пишет udf.by.
Оно оказалось как никогда коротким и длилось всего два с половиной часа. За это время правитель успел рассказать об основным направлениях внешней и внутренней политики, высказаться о приватизации, спорте и медицине, потребовал убрать «прилипал» из системы Минобразования, а также порассуждал о проблемах сексуальных меньшинств.
- Пытаясь найти что-то новое в нынешнем послании Лукашенко, многие наблюдатели гадали над истинным смыслом его слов и заметным бодрым настроением оратора. Но если для анализа сказанного еще потребуется некоторое время, то причинами бодрого, даже снисходительного настроения выступавшего можно назвать положительные итоги форума в Клайпеде и присутствие практически всех европослов в зале, чего не было в последние годы, - отмечает Роман Яковлевский.
- Лукашенко хозяин своему слову: захотел – дал, захотел – взял. Сегодня Лукашенко дезавуировал приватизационные договоренности с Россией, в частности, по МАЗу-КАМАЗу. Почему он пошел на обострение отношений с Москвой?
- Отношения с российским руководством у Лукашенко никогда не были благостными. Он всегда считался трудным переговорщиком. А белорусских граждан всегда держали в неведении от подлинной информации насчет тех или иных приватизационных договоренностей с Россией, да и другими странами. Поэтому о причинах, как вы говорите, дезавуирования договоренностей по МАЗу-КАМАЗу нам, скорее всего, придется узнать от некоторых московских источников. Обычно информация распространяется через анонимных источников и появляется в популярных российских СМИ.
- «Гордую позу» Лукашенко обеспечивает потепление белорусско-европейских отношений? Накануне «Беларуськалий» выкупил за бюджетные деньги 30% клайпедского терминала за $30 миллионов и «сейчас идет проработка, чтобы еще купить пакет акций компании для «Гродно Азота» по азотным удобрениям». Тем самым, кстати, Минск нарушил еще одну договоренность с Москвой – о поставке белорусских калийных удобрений через российские порты.
- Насколько я понял, о поставках через российские порты говорилось как о намерениях, а не уже достигнутых договоренностях. Что касается Клайпедского порта, так покупка 30 процентов терминала считаю достижением лично премьера Мясниковича, сумевшего быть понятым и понятным литовскому бизнесу. Но до потепления отношений с остальной Европой нужно, чтобы был всем понятен не только премьер, но и президент, от которого в Беларуси зависит все.
- Беларусь добросовестно выполняет свои функции по обеспечению стабильного транзита, борьбе с нелегальной миграцией и наркотрафиком, а «это хорошая повестка дня для начала нормализации отношений с ЕС и Штатами», как заявил Лукашенко. Готов ли Запад, и прежде всего, Евросоюз принять условия Лукашенко, который не выполнил главное условие ЕС для нормализации отношений – освобождение политзаключенных?
- До сих пор я не слышал, чтобы условия начала нормализации отношений с Минском у Запада изменились. И начало процессу нормализации должно положить освобождение политзаключенных и их последующая реабилитация.
- «Я поручаю МИДу совместно с МВД и другими ведомствами создать проработанные предложения по упрощению визового режима с этими и другими странами (Израиль, страны Юго-Восточной Азии)», - заявил Лукашенко. Он говорит о начале нормализации отношений с ЕС и Штатами, но визовый режим упрощается не с Евросоюзом…
- Вот эти все упрощения визового режима должны начать проявляться, как только заявленные поручения начнут реализовываться. На примере соглашений об упрощенном приграничном движении с Польшей и Литвой мы видим, как даже уже полностью юридически оформленные документы могут не выполняться.