Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

И спросить не с кого

22.04.2013 общество
И спросить не с кого

Два с половиной года назад в Ошмянском районе Гродненской области случилась трагедия.

В гостевом домике конно-спортивного центра «Гиппико» сгорел 36-летний капитан милиции, сотрудник элитного подразделения ГАИ МВД «Стрела» Анатолий Луцевич.

Его двум сослуживцам А.Дековичу и А.Подлешуку удалось спастись. На пепелище было найдено несколько пустых бутылок из-под водки, окурки от сигарет и… пистолеты Макарова, принадлежащие сотрудникам «Стрелы». Прокуратура Гродненской области сразу после случившегося начала проверку.

Но точка в этом деле была поставлена лишь недавно: виновных в пожаре нет.

Конечно, не в полномочиях журналистов обсуждать или давать оценку судебным решениям. Но предать гласности подробности данного разбирательства мы имеем право. Тем более что об этой жуткой истории мы писали буквально по горящим следам, выезжали на место трагедии, разговаривали с очевидцами, обращались за комментариями в местный МЧС, прокуратуру Гродненской области. И следили за тем, как идет разбирательство. Хотя собирать информацию было непросто, даже потерпевшая сторона -- центр «Гиппико» -- не хотела никакой огласки, руководство на каждый телефонный звонок реагировало кратко: «Без комментариев».

Почему же это дело было так завуалировано? Почему так долго шло разбирательство? Вероятно, потому, что фигурантами стали люди в погонах, сотрудники элитного подразделения МВД, куда, как принято считать, берут самых-самых. А тут - водочные бутылки и обгоревшее оружие на пепелище…

Вкратце напомню о самой трагедии.

Беда случилась рано утром в субботу 23 октября 2010 года. Накануне, в пятницу, четверо сотрудников «Стрелы» сняли гостевой домик в «Гиппико». Столичные милиционеры несли службу в Гродненской области, сдавать дежурство должны были в субботу. Но почему-то решили в пятницу остановиться  в частных апартаментах, к слову, в очень модном уютном домике с камином и двумя спальнями на втором этаже. Вероятно, хотели отдохнуть, расслабиться после напряженных трудовых будней. Хотя сами милиционеры утверждали, что причиной заселения в комфортабельное жилье стало… отсутствие горячей воды в гостинице воинской части, где они остановились.

Пожарная сигнализация сработала в 6 утра. Дом горел изнутри. Один из милиционеров успел выскочить из дома, другой -- выпрыгнуть в окно, третий -- 36-летний капитан милиции крепко спал и даже не понял, что произошло. Работникам «Гиппико», примчавшимся на пожар, спасти его не удалось. Причиной смерти стало острое отравление окисью углерода. К слову, в ходе проверки будет установлено, что у одного из милиционеров в крови было 0,67 промилле алкоголя, у второго -- 0,35. (Хотя в субботу на протяжении дня они должны были работать, их смена заканчивалась только вечером.) Четвертый из прибывших в Гродненскую область сотрудников «Стрелы» С.Тарахович был трезв, но его в момент пожара в домике не оказалось: в ту ночь он уехал к знакомой в Лиду.

Следствие рассматривало несколько версий причины возгорания. Началась проверка.

Длилась она почти три месяца. Эксперты установили, что причина пожара - неосторожное обращение с огнем отдыхавших милиционеров. Казалось бы, дело несложное: случилось ЧП, виновные установлены, пострадавшие должны получить компенсацию. Но дальше стали происходить странные, с точки зрения обычной логики, вещи.

В ходе разбирательства были опрошены все, кто имел отношение к трагедии - владельцы центра, работники, которые непосредственно тушили огонь, и, конечно, милиционеры. Последние ситуацию представили так, что, по сути, виновным оказался сгоревший капитан - их сослуживец и, видимо, даже приятель. Мол, они на тот момент были некурящими, а их товарищ курил и уходил спать последним. Хотя по мобильному телефону почти до 4-х утра разговаривал как раз таки один из милиционеров, сумевших спастись.

Однако следствие, как мне кажется,  не сильно вникало в эти детали и сделало заключение: формально в пожаре виновен сгоревший капитан милиции. Пожар возник по неосторожности, ущерб, нанесенный центру, не является особо крупным, в возбуждении уголовного дела отказать.

Естественно, что руководство «Гиппико» с таким постановлением не согласилось и подало в суд Ошмянского района иск о взыскании убытков. Но там дело «развернули», разъяснив, что с подобным иском надо обращаться в Хозяйственный суд или в МВД. Мол, коль это была командировка, то выходит, что все случилось во время работы, пусть тогда работодатель -  МВД - возмещает ущерб за своих сотрудников.

Министерство внутренних дел наотрез отказалось платить. Аргумент: пожар случился хотя и во время командировки, но не при исполнении сотрудниками «Стрелы» служебных обязанностей. При этом пенсию семье погибшего МВД назначили. И это правильно: в семье двое несовершеннолетних детей. Но налицо явная нестыковка: если пенсия - значит, при исполнении, если возмещать ущерб - вне работы.

«Гиппико» такое решение МВД решило оспорить. И обратилось в Минский Хозяйственный суд. И снова отказ. Суд решил, что виновные в пожаре не установлены, все случилось не при исполнении служебных обязанностей, значит, работодатель - МВД - не обязано платить по счетам своих сотрудников.

Однако «Гиппико» решило не сдаваться. Очередное заявление снова поступило в суд Ошмянского района. Но его снова отказались рассматривать. Объяснение: дела, фигурантами которых выступают люди в погонах, с 1 января 2013 года рассматриваются военным судом. Гражданское дело по иску «Гиппико» передали на рассмотрение Минского межгарнизонного военного суда, однако президиум Гродненского областного суда это решение отменил и дело снова направляется в суд Ошмянского района. И уже в феврале этого года в очередной раз районный суд вынес вердикт: в иске отказать.

Получается, что возмещать ущерб частному центру никто не будет, спросить за пожар не с кого. Пожар случился по неосторожности, которую отдыхавшие вместе сослуживцы, по сути, списали на погибшего капитана.

...Сотрудников «Стрелы», погоревших в «Гиппико», к слову, в звании понизили, из элитного подразделения перевели служить в ГАИ одной из областей. Вряд ли они обижаются на судьбу: и живы остались, и погоны не потеряли. Хотя с моральной точки зрения… Совесть - она без зубов, но грызет. Или не всех и не всегда?..

Что касается вышеназванных судов, то тут, кажется, всем все ясно…

Мария Эйсмонт, «Народная воля»

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2025 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]