Вслед за строителями, медиками и водителями на работу в Россию уезжают и сотрудники белорусской милиции.
И совсем не в роли гастарбайтеров. Некоторые из них, послужив в Беларуси, хотят продолжить службу в форме российского полицейского и уже обивают пороги кадровых служб управлений МВД РФ, пишут «Белорусские новости».
Навели на эту тему бывшие минские оперативники. Несколько лет назад после так называемого «наумовского» (Владимир Наумов — экс-глава МВД) сокращения они были вынуждены уйти на пенсию. Увольнялись по достижению возраста и выслуги в 45 лет, хотя служить хотели: дети еще на свои ноги не стали, да над каждым дамокловым мечом висели взятые при погонах кредиты на жилье.
Сегодня на вопрос, не хотят ли они вернуться на службу, которой отдали по двадцать лет жизни, они дружно ответили: «Нет!». Шок от потери работы прошел, бывшие милиционеры адаптировались к гражданской жизни, трудоустроились да и…
«Мы знаем, что сегодня происходит в органах, — сказали они. — Каким боком выйдет эта реформа МВД, никто не знает, а потому настроение у наших действующих коллег, мягко говоря, на ноле. Если уж и служить, то в российской полиции, там хоть есть за что…».
По их словам, несколько бывших минских милиционеров нашли возможность стать российскими полицейскими. Один из них, говорят, служит опером в московском уголовном розыске, другой — устроился экспертом-криминалистом. Правда, отыскать следы этих счастливчиков не удалось. Может, это и слухи, но факт материальной выгоды налицо.
Дело в том, что с 1 января 2012 года денежное содержание сотрудников российских органов внутренних дел значительно — в 2-3 раза — возросло. Зарплата рядового полицейского-первогодка начинается от 30 тысяч российских рублей (чуть менее тысячи долларов) плюс премии. Для сравнения, материальные возможности начальника РУВД Минска в звании подполковника с выслугой 18 лет ограничиваются 8 млн. белорусских рублей (930 долларов). Ко всему и так называемый социальный пакет у российского полицейского выглядит, образно говоря, сытнее: от бесплатного проезда в общественном транспорте до единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства квартиры. Конечно, служба, что в белорусской милиции, что в российской полиции — не сахар, престижной ее не назовешь, но в материальном плане разница имеется, не в пользу МВД РБ.
Примечательно, что еще в январе прошлого года на одном из форумов сотрудников МВД России появился пост такого содержания:
«Можно ли гражданам Республики Беларусь проходить службу в ОВД Российской Федерации? Я в данный момент служу в ОВД Республики Беларусь, в ОВД с 1999 года, уже в звании майора? Интересует возможность восстановления на службе в ОВД Российской Федерации после увольнения из ОВД Республики Беларусь?».
Объявление на тему «Хочу служить в полиции» оказалось не единственным. Несколько дней назад в социальных сетях дал о себе знать еще один потенциальный «перебежчик»:
«В Москве нахожусь с целью поступления на службу в полицию РФ. 18 января т.г. уволился из милиции Беларуси (последние 6 лет служил в уголовном розыске; звание — капитан). Реально ли устроиться в моем случае в полицию РФ? Гражданство белорусское…».
С этим кандидатом на высокое звание полицейского удалось пообщаться журналистам. Уроженец Полоцка 31-летний Евгений сообщил, что желание оставить службу в белорусской милиции было вызвано исключительно личными мотивами. «С обстановкой в системе МВД РБ мой уход не связан», — сообщил он.
Очевидно, служба в белорусской милиции не прошла бесследно для Евгения. Молодой человек особо подчеркнул: «В любом случае я — белорус. Даже если приобрету другое гражданство — им останусь. По этой причине что-либо отрицательное о Беларуси, в том числе о милиции, я никогда не скажу, даже если имеют место вещи негативные».
Проблема вовсе не том, что в вопросах журналиста бывший белорусский сыщик видел некий подвох, а потому в ответах проявил максимальную осторожность. Евгений уволился из милиции по соглашению сторон, а это значит, что за ним нет ничего предосудительного. В противном случае он бы не ходил в полицейские кадровые службы с желанием служить России. Его шестилетний опыт службы в уголовном розыске является свидетельством профессионализма. Считается, что именно после этого рубежа опер становится профессионалом своего дела.
Практически единственным препятствием для Евгения и его белорусских коллег в осуществлении желания примерить форму полицейского в настоящее время является отсутствие российского гражданства.
Федеральный закон «О полиции» тут не преклонен: «На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет».
В то же время российское государство уже создало для граждан Беларуси целый ряд преференций для ускоренного получения гражданства РФ. В идеале эту процедуру можно пройти менее чем за полгода. При этом совсем необязательно занимать очередь к Владимиру Путину за паспортом. Помимо президента правом решать вопрос с гражданством РФ наделены, в том числе, и руководители территориальных управлений федеральной миграционной службы. Более того, российские парламентарии продолжают работу по ускорению и упрощению процедуры получения гражданства РФ.
…Нет никаких сомнений, что ситуация бывшего опера Евгения из Полоцка и некоторых его белорусских коллег, намеревающихся служить России, случай, как говорится, единичный. Но нельзя исключать и активизацию процесса. В МВД России серьезный кадровый голод.
Только в ГУ МВД по Москве сотни вакансий: как рядовых полицейских, так и сотрудников уголовного розыска, следователей и экспертов с предложениями зарплаты от 30 до 55 тысяч российских рублей.
Дополнительно вакансии открываются почти ежедневно за счет чистки рядов от «оборотней» в погонах. Что высшее руководство российской полиции не скрывает. Так что при решении проблемы получения гражданства РФ единичный случай вполне может приобрести черты массового характера. Обстановка располагает. В белорусских силовых структурах — сокращение.