В Варшаве прошла презентация книги Александра Томковича о политзаключенных «Жизнь после тюрьмы».
Книга состоит из 27 очерков и бесед с участниками трагических событий 19 декабря 2010 года, которые после разгона акции протеста против фальсификаци итогов президентских выборов попали за решетку, а также с их родными и близкими. «Жизнь после тюрьмы» - это продолжение сборника «Против течения», который был издан в 2012 году. В новой книге рассказывается о том, как живут бывшие политзаключенные спустя два года после Площади. На мероприятии, которое состоялось в Белорусском доме в Варшаве, выступил автор книги — журналист Александр Томкович, а также бывшие политзаключенные Наталья Радина, Дмитрий Бондаренко, Дмитрий Дрозд, Владимир Кобец, Александр Отрощенков и Алесь Михалевич.
В начале мероприятия автор книги рассказал историю ее создания.
«Жизнь после тюрьмы» - продолжение книги «Против течения». В ней описаны истории практически тех же людей, только через два года после Площади. Ту книгу мы задумали еще с Алесем Беляцким. Первые очерки мы сделали, когда он еще был на свободе. К сожалению, потом пришлось дописывать ее без него из-за ареста. Вторая книга тоже писалась без Беляцкого», - сказал Александр Томкович.
«Жизнь после тюрьмы» проиллюстрирована уникальными фотографиями из семейных альбомов бывших политзаключенных. Все снимки, а их, по словам автора более 200, были продемонстрированы во время презентации.
Главный редактор сайта charter97.org Наталья Радина отметила, что эта книга очень важна для сегодняшней Беларуси.
«На самом деле, то, что вы делаете, очень важно сегодня в Беларуси. К сожалению, тема политзаключенных отходит на задний план. Прошло уже два с половиной года, люди остаются за решеткой, другие еще не отошли от тюрьмы. И если мы не будем напоминать жителям Беларуси, оппозиции, правозащитникам и людям на Западе о том, что в нашей стране в тюрьмах находятся политзаключенные, о необходимости их освобождения, то все так и останется. Что касается книги, то, на мой взгляд, «Жизнь после тюрьмы» - очень хорошее название. Необходимо писать про то, что с нами происходит после освобождения, потому что у всех нас жизнь сильно изменилась. В первые минуты после того, как я вышла из тюрьмы, это было для меня счастьем. Счастьем от того, что ты на свободе. Но когда прошел день, два, месяц, я поняла, что вышла из маленькой тюрьмы в большую. Поэтому мы должны бороться и дальше. Многие из нас вынуждены сейчас находиться в эмиграции, но цель у нас одна - чтобы страна стала свободной», - заявила Наталья Радина.
Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко подчеркнул, что «Жизнь после тюрьмы» — уникальный сборник историй белорусов.
«Когда я лежал в больнице, жена передала мне несколько журналов, в том числе «Караван историй». В нем были рассказы о российских музыкантах, певцах. И написаны они были с любовью, с уважением. На самом деле, есть много историй о разных героях, об известных людях из разных стран. В Беларуси такого нет. Не пишут таких историй, не снимают фильмы. На государственном уровне не рассказывается ни о ком, кроме одного человека. То, что о белорусах не пишут ничего хорошего, что ничего не остается для потомков - это еще одно преступление режима.
Когда я прочитал первые книги Александра Томковича, то подумал, что это и есть наш «караван историй». Он пишет позитивно о каждом - о Бондаренко, о Дмитриеве, о Некляеве - о всех. Историки потом разберутся, жизнь разберется, читатель тоже разбертся. Я считаю, что это первый концентрированный позитивный проект о Беларуси и о белорусах. Вот за это я хотел бы поблагодарить Александра Томковича», - отметил Дмитрий Бондаренко.
Начальник штаба кандидата в президенты Беларуси Андрея Санникова Владимир Кобец высказал надежду, что следующая книга Александра Томковича выйдет в Минске.
«Если пролистать книгу, то можно увидеть, что сегодня много людей, которыми гордится Беларусь, вынуждены находиться за границей. О вашей книге, Александр, не расскажет «Советская Белоруссия» или Белорусское телевидение. Но у нас есть информационные ресурсы, например, «Хартия'97», благодаря которым белорусы смогут увидеть лица людей, о которых вы пишите. Я очень надеюсь, что следующая книга под редакцией Александра Томковича выйдет уже в Минске, и на ее презентации будут присутствовать все мы», - заявил Владимир Кобец.
Бывший кандидат в президенты Алесь Михалевич отметил, что Лукашенко стремится к тому, чтобы в Беларуси не были известны имена его оппонентов.
«Что делает Лукашенко? Он делает все, чтобы в Беларуси не было имен, чтобы в Беларуси не было известных людей. Если кому-то вдруг что-то позволяется, то позволяется только в том случае, когда человек никак не может потенциально помешать Лукашенко. Как в случае с Михаилом Финбергом. Ему позволено чуть больше, чем другим: можно на автобусе написать «Оркестр Михаила Финберга», все равно он не является потенциальным конкурентом. Что касается остальных, то якобы никого нет. Не дай Бог человек сможет потенциально составить конкуренцию на президентских выборах: тогда этого человека не существует. Имен нет.
Что делает Александр Томкович и за что мы должны его благодарить? За то, что он озвучивает эти имена, за то, что народ знает своих героев. Героем является и сам Томкович, благодаря которому мы появляемся в публичной сфере», - отметил Алесь Михалевич.
Координатор «Европейской Беларуси» Александр Отрощенков отметил, что автор «Жизни после тюрьмы» сегодня является биографом участников белорусского сопротивления.
«Знаете ли вы, кто на самом деле открыл Америку? Многие думают, что Христофор Колумб, хотя она называется не Колумбия, а Америка - в честь Америго Веспуччи. Проблема в том, что у Колумба был биограф, а у Америго Веспуччи - не было. Сейчас у нас, к счастью, тоже есть биограф», - сказал бывший политзаключенный.
Активист «Европейской Беларуси» Дмитрий Дрозд отметил, что книга Александра Томковича объединяет всю оппозицию.
«Сразу хочется отметить, что эта книга, «американка» и СИЗО - единственные места, где оппозиция собрана вместе. В «Жизни после тюрьмы» представлено множество фотографий с красивыми светлыми лицами. Книга имеет также образовательное направление, потому что после нас придут другие люди, придет молодежь. Будет другая Площадь», - подчеркнул Дмитрий Дрозд.