Банк «Роснефти» подозревается в выводе капитала из России через фиктивный белорусский импорт.
Про уголовное дело о выводе денег через принадлежащий «Роснефти» Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) «Ведомостям» рассказали два сотрудника правоохранительных органов. По их словам, в конце 2012 г. следователи УВД Северо-Восточного административного округа Москвы возбудили дело по статье 193 Уголовного кодекса (невозвращение средств в иностранной валюте, до трех лет лишения свободы). Дело расследуется, арестованных, обвиняемых и подозреваемых по нему нет, деньги на счетах ВБРР не арестованы.
«Ведомости» ознакомились с материалами доследственной проверки по этому делу. В них описано три эпизода: два на сумму около $300 млн каждый и один на $290 млн. Во всех трех случаях российские компании закупали разные товары у десятков (от 90 до 100 в каждом эпизоде) белорусских производителей. Все операции прошли в период с сентября 2011 г. по март 2012 г.
Деньги в оплату поставки поступали на счета российских компаний от их контрагентов — якобы в оплату договоров на покупку разных товаров и оборудования. После этого они практически в полном объеме конвертировались в иностранную валюту и переводились не самим производителям, а иностранным компаниям на счета в швейцарских и латвийских банках.
Оплата непоставленных импортных товаров — одна из основных схем незаконного вывода капитала. По данным Росфиннадзора, в первом полугодии 2012 г. на ее долю пришлось 4% всех выявленных агентством нарушений. Но в стоимостном выражении цифра будет гораздо больше. По статистике ФТС, в 2012 г. на импорт с использованием поддельных документов пришлось более 35% от всего объема нарушений (135 млрд руб.). По словам собеседника «Ведомостей» в МВД, материалы по делу на $900 млн в УВД направили как раз таможенники.
Банки в случае импортной поставки смотрят паспорт сделки, документы, подтверждающие поставку, в том числе от грузоотправителя, но один из самых важных документов — грузовая таможенная декларация (ГТД), рассказывает менеджер банка из топ-30.
Когда сделка сомнительная, банк может приостановить платеж. Но если товары были белорусскими, то они импортируются в Россию свободно, без ГТД, замечает собеседник «Ведомостей», т. е. у банка нет ключевого документа от независимой стороны — таможни. Если поставщик и покупатель связаны между собой и подделали документы, то обнаружить это трудно — надо проверять поставщиков, склады, где хранится товар, заключает банкир: «У банков на такую работу нет сил». Он замечает, что сделки прошли до октября прошлого года, когда ЦБ обязал банки жестче следить за незаконным выводом валюты. С октября они обязаны проверять не только контрактные, но и ожидаемые сроки поступления средств и исполнения обязательств перед российскими компаниями по внешнеторговым договорам.
В 2011 г. таможенного контроля на границе для произведенных в Беларуси товаров уже не было, говорит генерал таможни в отставке, руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. Документа от таможенника, который видел груз, в этом случае не будет. Но, рассказывает Баландина, проверять реальность операций можно и по косвенным документам — белорусским статистическим отчетам, документам об уплате НДС, транспортным накладным. «Нарисовать» можно любые документы. Конечно, если не нужно подделывать ГТД — проще, но это происходит и с декларациями, замечает она: банки в такой ситуации не всегда могут дать гарантию, этим должны заниматься правоохранители.
Банкир замечает, что, как правило, для подобных сомнительных операций используются незначительные банки, которыми в случае чего не жалко пожертвовать. Но ВБРР — достаточно крупный банк, по итогам I квартала он занял 64-е место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100».
После начала действия Таможенного союза ввоз товаров через Беларусь позволял сэкономить на налогах, контроль за дальнейшим движением товаров не был налажен и многие этим пользовались, говорит топ-менеджер банка из топ-50. Но операции могли быть и реальными — это не всегда проверялось, продолжает он: до осени 2012 г. банки лишь рекомендовали, но не требовали от клиентов давать документы по сделке. В конце прошлого года российский ЦБ выслал банкам письмо, рекомендующее проверять сделки с Беларусью, Украиной и др. на специальном сайте, а Минск в прошлом году наладил регистрацию транзитного импорта через Беларусь, заключает собеседник «Ведомостей».
Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. Человек, близкий к «Роснефти», говорит, что в компании знают про это дело. ВБРР известно, что в 2012 г. «в отношении ряда клиентов правоохранительными органами проводились проверки», однако информацией о ходе или результате таких проверок банк не располагает, говорит представитель ВБРР.