Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Дмитрий Харитончик: модернизация не связана со складскими запасами

Когда будет приватизирован «Белтелеком»? Как идет создание электронного правительства? Нужно ли Беларуси конкурировать с Китаем? Как правильно провести модернизацию промышленности? Об этом и многом другом мы беседуем с Дмитрием Харитончиком – председателем Постоянной комиссии по промышленности, ТЭК, транспорту и связи Палаты представителей.

- 20 мая был подписан Указ № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов». Этим документом в Беларуси фактически легализовано право на предпринимательский риск, пока только в сфере инновации (венчур). Как Вы оцениваете этот ход?

- Очень положительно. На самом деле речь идет о создании, развитии и продвижении венчурных фондов, и этот указ – один из очень существенных факторов, который поможет значительно облегчить процедуру создания и развития новых организаций, новых форм бизнеса. Не секрет, что всегда большей добавленной стоимостью обладают продукты, имеющие в себе большую степень риска. И естественно, чтобы начинать развиваться, работать в этом направлении, стартапам нужно иметь возможность получать первоначальный капитал для своего развития. В этом плане развитие венчурных фондов – это самый существенный из факторов, способствующих продвижению новых бизнесов, особенно в сфере IT. 

- У нас как то уже довольно давно не говорят о программе «Электронная Беларусь», об электронном правительстве. Что такое электронное правительство по-белорусски и чем внедрение этой концепции в наших условиях может отличаться от проторенных другими странами дорожек?

- «Электронное правительство» – это очень всеобъемлющий, глобальный вопрос. Многие, слыша этот термин, представляют себе: сидит некий чиновник, а у него провода из головы выходят… Или сидит тот же чиновник за компьютером и дает ответы на все вопросы.

Нет, здесь вопрос глобальный, начиная от инфраструктуры, от активного обмена данными, – и до способности общества работать в новых условиях. Конечно, на сегодняшний день мы находимся уже не в зачаточном состоянии – первый этап мы прошли. Это та самая программа «Электронная Беларусь». Сейчас очень активно идет развитие широкополосного интернет-доступа, в том числе и в сельской местности. Это позволит всей республике, всем жителям Беларуси получить возможность участвовать в работе электронного правительства.

Но на сегодняшний день мы пока находимся на стадии предоставления гражданам определенных услуг в электронном виде. Конечно, если говорить об электронном правительстве так, как оно понимается во многих европейских странах, когда человек участвует и в законотворческой деятельности, и в работе правительства, – до этого нам пока еще далековато. Но с каждым годом мы движемся все более быстрыми темпами. Сейчас, если взять постсоветское пространство, мы стабильно удерживаем второе место после России по внедрению технологий электронного правительства. 

- Как Вы оцениваете энергоэффективность белорусской промышленности? Украина платит России по рыночной цене за 1000 кубометров природного газа 430 долларов. Беларусь – около 170 долларов. Выживет ли белорусская промышленность, если внезапно придется платить, как платит Украина, Польша или Литва?

- Я не могу говорить, выживет или нет – это вопрос конкурентоспособности. Скажу немного по-другому. Потенциал по повышению энергоэффективности производства, по снижению энергоемкости нашей продукции, он огромен. И здесь не надо быть большим специалистом в области промышленности, это видно любому. Здесь актуально и совершенствование технологий, технологических процессов, даже совершенствование процессов управления – и на этом мы можем существенно экономить энергоресурсы. Поэтому, повторюсь, здесь потенциал огромен. Нельзя отделять вопросы энергоэффективности от вопросов экономического развития предприятия – все должно идти в комплексе. Должен быть комплекс мер по модернизации каждого предприятия. Замена одного станка на более экономичный, или простая замена окон на более теплые – само по себе это ничего не даст. 

- Сегодня «всемирная фабрика» – Китай и страны Юго-Восточной Азии. Конкурировать с китайцами «в лоб» Беларуси не имеет смысла. Как стоит действовать нашей стране, чтобы завоевать свое место в мире?

- Я бы в данном случае не пугался бы Китая. Вся мировая экономика в условиях глобализации оказалась в состоянии очень жесткой конкуренции за мировые рынки. Так что нет смысла говорить о конкуренции только с Китаем. Здесь нужно говорить о конкуренции в рамках глобальной мировой экономики.

Я считаю, нам нужно в первую очередь совершенствовать систему управления на уровне предприятий, организаций, разрабатывать новые подходы в управлении. Взять хотя бы вопросы разгосударствления – передачи государственной собственности в частные руки. Я абсолютно не сторонник этого. Ведь вопрос не в том, кто будет собственником предприятия, вопрос в том, насколько этот собственник будет эффективно управлять своим предприятием. И вот здесь, я считаю, неиспользованный потенциал у нас тоже огромен. 

- Давайте поговорим об одном из самых многострадальных белорусско-российских проектов – об объединении МАЗа и КамАЗа в холдинг «РосБелавто». Как Вы охарактеризуете всю эту трехлетнюю эпопею? Ваш прогноз по развитию событий?

- Начнем с прогноза. Я думаю, что все-таки объединение состоится. Говорить о сроках я не стану, но соглашусь с мнением главы государства о том, что всему свое время. То есть продавать МАЗ или отдавать часть его акций путем объединения с российским инвестором, – может быть, и не совсем правильно. Известно, что лучше продавать продукт в тот момент, когда он имеет наибольшую цену. Поэтому сейчас, я считаю, не очень удачный момент для такого объединения.

Но сказать однозначно тут нельзя. Есть много различных факторов как в пользу этого объединения, так и против него. Не обладая всей полнотой информации, говорить об этом пока рано. 

- 51% МТС, принадлежащий государству, пытаются продать с июня 2011 года. Насколько адекватна цена в $1 млрд, требуемая правительством за госпакет акций? Как может развиваться ситуация дальше?

- Каждый товар имеет свою цену. Цена может складываться из нескольких факторов – как непосредственно цена материальных активов, так и цена имени, бренда. Поэтому я не готов говорить, много это или мало – у меня нет информации о стоимости активов «МТС-Беларусь». 

- Демонополизация и приватизация «Белтелекома» – когда нам их ожидать?

- Вопрос очень сложный и проблемный. Достаточно вспомнить, какие социальные нагрузки несет «Белтелеком». Это ведь все телефонные сети проводной связи. Сегодня ни сотовые операторы, ни другие операторы связи не готовы взять на баланс обслуживание телефонных сетей. Для «Белтелекома» телефонные сети убыточны, и он покрывает эти убытки, зарабатывая на других услугах. 

- Но демонополизация не обязательно означает продажу самого предприятия. «Белтелеком» может оставаться в госсобственности не быть монополистом.

- Что касается внешнего интернет-канала, то тут «Белтелеком» формально уже не является монополистом. Думаю, в конце этого года или в 2014-м он перестанет быть монополистом уже реально – у него появятся конкуренты. Если же говорить о международной связи, то здесь опять же нужно смотреть, когда конкуренты смогут предоставлять такие же услуги по той же цене. И нужно понимать, кому мы можем передать те социальные функции, которые несет на себе «Белтелеком». Пока этого нет, и говорить о быстрой демонополизации, конечно, не приходится. 

- Не считаете ли Вы, что Беларуси стоило бы сделать бесплатным выделение частотного ресурса для связи, чтобы стимулировать привлечение инвестиций в телеком-индустрию?

- Вы знаете, на фоне всеобщего кризиса наши сотовые операторы показывают рентабельность более 25%. Это очень хорошая рентабельность, особенно в сегодняшних условиях. Так что говорить о том, что они очень много тратят на покупку частот, не приходится. Лично я бы не стал бесплатно выделять частоты для связи, поскольку это неплохой источник пополнения госбюджета. Наше государство не обладает достаточными объемами полезных ископаемых, чтобы на этом строить свой бюджет. Поэтому продажа радиочастотных ресурсов, каналов связи, – это одна из статей зарабатывания валюты для страны. 

- Президент объявил масштабную программу модернизации белорусской промышленности. Она совпала с масштабными выплатами по внешним долгам – $3,1 до апреля 2014-го. Хватит ли на все денег?

- Хватит. Поскольку модернизация тоже не должна быть безумной и бездумной. Во-первых, каждое предприятие формирует и защищает (в том числе перед банками) свои бизнес-планы, чтобы получить кредитные ресурсы. Денег хватает, но нужно, чтобы эти деньги тратились правильно. Чтобы «для галочки» не составлялся бизнес-план по замене там пяти станков и шести агрегатов. Целью должно быть создание нового, конкурентоспособного продукта. И именно под это должен составляться каждый конкретный бизнес-план, выдаваться кредиты. Должна меняться именно технология, чтобы выпускать более конкурентоспособный продукт – с меньшей себестоимостью, с большей добавленной стоимостью. 

- Затоваренные склады против модернизации. Как Вы видите модернизацию предприятий, отягощенных многомесячными запасами нераспроданной продукции? Как вообще подступиться к их модернизации?

- Я бы вообще не связывал затоваренность складов и модернизацию. Затоваренный склад говорит либо о не очень удачном планировании производства, либо о неверной оценке рынка. И в этом плане модернизация как создание нового продукта с хорошими конкурентными преимуществами – она не должны быть как-то связана с уже выпущенным товаром.

Конечно, затоваренность складов вымывает оборотные средства предприятия. И сейчас все предприятия пересматривают свою стратегию развития, исходя из существующих избыточных складских запасов. Могу сказать, что эта проблема уже решается.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2025 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]