Белорусский президент своим указом возродил существовавшую когда-то в Беларуси систему идеологического контроля за культурно-массовыми мероприятиями. Теперь организовать концерт или показать публике спектакль можно будет только с разрешения штатных идеологов местного исполкома. «Лукашенко запретил Цоя, Фон Триера и Чебурашку», – отреагировали независимые СМИ. «Будем ездить на концерты в Киев/Варшаву/Москву», – отреагировали интернет-пользователи.
Возвращение «гастролек»
Вечером в среду, 5 июня, пресс-служба президента сообщила, что Александр Лукашенко подписал указ №257, в соответствии с которым в стране вводится необходимость получения разрешения идеологов на проведение культурно-зрелищных мероприятий.
«Указом предусматривается, что организатор обязан получить удостоверение на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь (гастрольное удостоверение) в управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома (Минского горисполкома)», – сказано в сообщении пресс-службы.
Там отмечается, что на мероприятие с участием белорусских и зарубежных либо исключительно зарубежных исполнителей гастрольное удостоверение выдается с уплатой государственной пошлины в специальный фонд президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. На мероприятие с участием белорусских исполнителей гастрольное удостоверение будет выдаваться бесплатно.
Все это, как водится, объясняется заботой о беззащитных гражданах страны: «Документ направлен на совершенствование практики организации и проведения таких мероприятий, стимулирования творческой деятельности отечественных исполнителей, поддержки молодых талантов, защиты интересов зрителей от обмана со стороны недобросовестных организаторов мероприятий», – пишет президентская пресс-служба.
Фактически указ возвращает старую практику выдачи «гастрольных удостоверений» (известных также как «гастрольки»). При этом акцент чиновниками идеологической вертикали делался на репертуар исполнителей. Как напоминает агентство Regnum, при буквальном следовании требований белорусских идеологов, баянист на сельской свадьбе должен был получить специальное у начальства населенного пункта (района, области) разрешение на исполнение музыкальных композиций по строго согласованному с чиновниками репертуару, а также с уплатой денежных средств. Кто в Белоруссии является «талантливой молодежью» и кого можно освободить от уплаты средств за «гастрольки» – будут решать, опять же, чиновники, руководствуясь своими соображениями.
Напомню, что гастрольные удостоверения существовали в Беларуси с 28 февраля 2002-го до 1 января 2011 года. Их упразднили указом президента № 542 от 19 октября 2010 года. Этим указом был введен уведомительный принцип организации культурно-зрелищных мероприятий вместо разрешительного. В комментарии к документу также говорилось, что реализация указа «снимет необоснованные бюрократические ограничения в сфере организации культурно-зрелищных мероприятий и будет способствовать формированию в нашей стране современного цивилизованного шоу-бизнеса».
Триумф Чергинца и православных попов
На смену «гастролькам» пришли «черные списки» (существование которых старательно отрицается властью) и Общественный совет по нравственности, которым руководит глава официального союза писателей Николай Чергинец. Этот 74-летний борец за нравы подрастающего поколения многократно и с переменным успехом пытался запретить проведение в Беларуси концертов немецкой группы Rammstein, а также певцов Мэрилина Мэнсона и Элтона Джона.
Кстати, положение об общественном совете по нравственности на его учредительном собрании в 2009 году в столичном Доме литератора вместе с Николаем Чергинцом подписал Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. С тех пор православная церковь и ее прихожане также нередко становились инициаторами запрета различных концертов и театральных постановок.
Например, весной 2012 года в Могилеве и Гомеле были отменены выступления санкт-петербургского театра «Рок-опера», который приехал в Беларусь на гастроли с постановкой «Иисус Христос – суперзвезда». С требованием отменить показ спектакля выступила Гомельская епархия Белорусской православной церкви, направившая соответствующие письма местным властям. Потом был сорван и планировавшийся показ рок-оперы в Минске. В итоге мюзикл был показан лишь в Бресте.
22 мая 2012-го в столичном клубе Re:Public должен был состояться концерт шведской группы Marduk, однако Генеральная прокуратура запретила его проведение – мотивировав это тем, что группа «сатанинская».
В марте 2011-го в Минске был запрещен концерт, посвященный выходу трибьюта группы «Нейро Дюбель», который планировался 24 марта в клубе «Реактор». В ноябре того же года в Бресте запретили концерт группы «Дай дорогу!», а в декабре – концерт Змитера Войтюшкевича в столичном кафе «Мистраль».
В 2012-м Генеральная прокуратура запретила проведение концерта группы Death in June, который планировался 22 июня в минском клубе Re:Public. А в октябре 2012-го был запрещен концерт группы «Палац» в Республиканском театре белорусской драматургии по случаю 20-летия группы. Уже в январе 2013-го в Минске запретили концерт гродненской группы «Dzieciuki». Около клуба Jolly Roger Cafe, где должен был пройти концерт, дежурил автозак.
Прямая речь
После того, как стало известно о возвращении государственного идеологического контроля над «культурно-зрелищными мероприятиями», «Еврорадио» взяло интервью у человека, который теперь и будет определять, что дозволено смотреть минчанам – начальника отдела по делам искусства Управления культуры Мингорисполкома Владимира Антиповича.
Чиновник оказался достаточно откровенен. По его словам, президентский указ «наведет порядок в гастрольно-концертной деятельности». Более того, он даже готов разрешить писать песни на белорусском языке! «Я сам бывший рокер и скажу так – нужно заниматься своей деятельностью! Не лезть в политику и так далее. Посмотрите на нормальных музыкантов на том же Западе! Не нужно лезть туда, куда не нужно!, – заявил Антипович корреспонденту «Еврорадио». – Экстремистская деятельность такая, она не нужна … не надо ходить туда, куда не надо. Занимайтесь музыкой, на белорусском языке пишите – никто ничего не запрещает».
«Гэта цалкам паўтор закона, які існаваў пры саўку. І ня дзіўна, што такі ўказ прыняты, таму што накірунак руху Беларусі – туды, у мінулае, – сказала «БДГ» белорусская рок-певица Кася Камоцкая. – Хаця для мяне асабіста нічога не зменіцца. Бо ўнутраная цэнзура арганізатараў канцэртаў даўно закрыла для мяне сцэну».
Интернет-пользователи, узнав о новом указе, отреагировали вполне солидарно и преимущественно с использованием ненормативной лексики. Пригодные для цитирования реплики выглядят примерно одинаково: «Ну, значит будем ездить на концерты в Варшаву/Москву/Питер/Киев. Молодец президент – решил нас сделать путешественниками». – «Вернется практика «квартирников» – подпольных концертов на квартирах. Проходили, знаем». – «Я из-за этого указа на концерты Петра Елфимова ходить не начну. Раньше ездил в Киев на фестиваль «Дети ночи», и в этом сентябре поеду».
«Я бы не преувеличивал влияние РПЦ. Как и не преувеличивал бы влияние идеологов. Скорее всего, будет не идеологическая, а политическая цензура, – считает политолог Александр Федута. – Вероятно, вы помните, что есть артисты – особенно, зарубежные, в том числе и российские, – которые могут себе позволить определенные высказывания и со сцены, и в комментариях и интервью. Скажем, Максим Галкин рассказывал анекдот, Юрий Шевчук нелицеприятно оценивал белорусские власти. Вот этих, конечно, будут придерживать – если организаторы концертов не будут брать на себя ответственность за хорошее поведение «звезд», которых они приглашают. Вспомните, например, скандал с приглашением какой-то порнозвезды. Мадонну бы не пустили – а, скажем, Чиччолину пустят за милую душу».