Сегодня отношения между Беларусью и Европейским союзом находятся на подъеме – как за последние полтора десятка лет уже было не раз. Но подобное потепление всякий раз сменялось очередным «ледниковым периодом». На этот раз наше сотрудничество может продвинуться далеко вперед в ноябре, на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Вот только пока никто не может предсказать, о чем Минск и Брюссель договорятся в литовской столице.
Первое полугодие 2013 года стало периодом очередного потепления в отношениях между Беларусью и Европейским союзом. Скорее, даже не потепления, а взаимно-настороженного движения навстречу друг другу. В последние месяцы белорусские официальные делегации буквально не вылазят из Брюсселя, Страсбурга и Женевы, а депутатов Национального собрания принимают в Совете Европы. Резко активизировались переговоры о вступлении Беларуси в ВТО, а на минувшей неделе министру иностранных дел Владимиру Макею разрешили въезжать в Европу.
Впрочем, белорусские власти тут же не преминули показать, «кто в доме хозяин», – уже в понедельник, 1 июля, отправив в колонию «недошпиона» Андрея Гайдукова. В тот же день Белорусский Хельсинкский комитет признал Гайдукова политическим заключенным. Итак, 1 июля в Евросоюзе добавилась новая страна (официально вступила Хорватия), а в Беларуси – появился новый политзаключенный. И как раз 1 июля к Литве перешло председательство в Совете ЕС.
Все это происходит на фоне подготовки к очередному саммиту «Восточного партнерства», который пройдет в ноябре в Вильнюсе. Собственно, именно ради участия в нем Беларуси были приостановлены санкции в отношении Владимира Макея. Более того, сейчас речь идет о том, что, возможно, в Вильнюс пригласят и Александра Лукашенко – у этой идеи в Брюсселе есть как сторонники, так и противники.
Действительно ли Беларусь и ЕС начинают делать взаимные шаги, чтобы прервать спираль затяжного конфликта? Этот вопрос в понедельник, 1 июля, обсуждал центр аналитических инициатив «Либеральный клуб», организовавший панельную дискуссию на тему: «Отношения Беларуси и Европейского союза: дежавю в преддверии ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе».
В дискуссии приняли участие:
Майра Мора – глава Представительства ЕС в Республике Беларусь;
Эвалдас Игнатавичус – Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в РБ;
Лев Криштапович – доктор философских наук, профессор, замдиректора Информационно-аналитического центра при Администрации президента;
Орыся Луцевич – аналитик Chatham House (Великобритания);
Евгений Прейгерман – директор по исследованиям Центра аналитических инициатив ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб».
По мнению экспертов «Либерального клуба», нынешнее потепление отношений между Беларусью и Европой во многом напоминает аналогичное потепление, наблюдавшееся в 2008-2010 годах. Но то потепление закончилось после президентских выборов резким разрывом отношений – и, безусловно, по вине белорусской стороны. Чего же ожидать сейчас?
«С 2004 года я своими глазами наблюдаю определенную цикличность в отношениях Беларуси с Европейским союзом. Этакую синусоиду с довольно регулярными интервалами, – констатировала глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора. – И главным камнем преткновения в наших отношениях является соблюдение прав человека в Беларуси. Но в последнее время в Беларуси в этой области не было никаких перемен – ни в лучшую, ни в худшую сторону. Так что главным условием изменения наших отношений в лучшую сторону остается освобождение политических заключенных. Именно с целью добиться этого, ЕС принял ряд мер экономического и политического давления на белорусские власти. При этом Беларусь продолжает оставаться бенефициаром ряда межрегиональных программ, финансируемых ЕС, которые поддерживают мобильность студентов, контакты между людьми – MODUS, TEMPUS и Молодежная программа Восточного партнерства. Создано и несколько программ стипендий специально для Беларуси. Также мы не раз выражали готовность начать переговоры с Беларусью об упрощении визового режима, что пошло бы на благо всему белорусскому обществу. Причем это предложение датируется еще июнем 2011 года, но у нас до сих пор нет ответа белорусской стороны».
В свою очередь, замдиректора ИАЦ Лев Криштапович заявил, что «Евроинтеграция базируется на дезинтеграции постсоветского пространства. Представление Брюсселя о том, как должны развиваться процессы на постсоветском пространстве, сводится к сохранению нынешнего дезинтеграционного состояния». Кажется, Криштапович не в курсе, что европейская интеграция началась в 1952 году с создания Европейского объединения угля и стали. Словосочетание «постсоветское пространство» в то время не употребляли даже писатели-фантасты.
Директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман согласился с тезисом о том, что в белорусско-европейских отношениях наблюдается выраженная цикличность, связанная с циклом президентских выборов в нашей стране. «Сегодня мы видим и чувствуем примерно то же самое, что наблюдали в 2008-2010 годах, во время предыдущего потепления между Минском и Брюсселем. Достаточно проследить за риторикой официальных лиц: достаточно жесткий антиевропейский накал их выступлений, характерный для 2011 года, постоянно снижается, – считает Прейгерман. – Я рискну предположить, что это все-таки связано с цикличностью политического процесса в Беларуси. Обратите внимание: чем ближе мы к новой президентской кампании, тем активнее попытки официального Минска наладить нормальный диалог с Европейским союзом. Но как только мы переступаем эту черту (самих выборов), сразу возникает какая-то проблема. Сюда стоит добавить и экономические проблемы, так как помощь со стороны России не бесконечна, и не очень выходит что-то получить от Китая, от других стран. Значит, нужно восстанавливать отношения с МВФ, а пусть к МВФ лежит через улучшение отношений с Европейским союзом.
Но надо помнить, как улучшались наши отношения в 2008-2009 годах, и как внезапно в конце 2010-го хороший тренд сменился на негативный. Именно поэтому многие страны ЕС очень скептически относятся к перспективе возобновления интенсивных отношений с Беларусью».
По мнению эксперта «Либерального клуба», следующим шагом после снятия санкций с Владимира Макея может стать активизация белорусско-европейских контактов на более высоком уровне – например, на уровне премьер-министров. При этом, однако, на повестке дня остается проблема политзаключенных.
Следующим шагом в развитии отношений может стать осенний саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Главное тут – избежать повторения скандала 2011 года, когда белорусский президент и другие высокопоставленные чиновники (включая министра иностранных дел) демонстративно отказались ехать на аналогичный саммит «Восточного партнерства» в Варшаву. И как раз в этом заключается главный фактор непредсказуемости – в позиции главы белорусского государства.
Проблема еще и в отсутствии в Беларуси значимого политического игрока, независимого от власти, с достаточными организационными, интеллектуальными и информационными ресурсами, который мог бы продвигать в том или ином виде идею европейской интеграции.