Принятие законопроекта, наделяющего глав КГБ, МВД и ДФР правом давать санкции на арест граждан, может вернуть Беларусь к страшным традициям сталинских времен.
На днях Александр Лукашенко выступил с инициативой наделить министра МВД, председателя КГБ и главу Департамента финансовых расследований (ДФР) правом «осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, применять меры пресечения и совершать отдельные процессуальные действия по мотивированному постановлению». Белорусский правитель уверен, что «руководители столь высокого ранга» не менее компетентны, чем прокурор, дающий санкцию. Также Лукашенко настаивает на необходимости создать отдельный следственный комитет, подчиненный лично ему.
По мнению белорусских правозащитников, последние инициативы белорусского диктатора отсылают к сталинским «тройкам», когда санкции на арест в досудебном порядке выдавал глава местного НКВД, секретарь обкома и прокурор. Все это делалось для разгрома «антисоветских элементов».
В частности, юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло в интервью сайту www.charter97.org заявил, что наделение глав МВД, КГБ и ДФР дополнительными полномочиями может привести Беларусь к ситуации 1937 года.
«Кроме санкций на арест, главы МВД, КГБ и ДФР получают право санкционировать проведение оперативных мероприятий, что раньше делала прокуратура. Таким образом, прокуратура лишается полномочий, и оперативно-розыскная деятельность передается в руки тех, кто может быть заинтересован в сведении счетов или фальсификации данных следствия, -- заявляет юрист. -- По-сути, эта инициатива близка к тому порядку, который существовал в 1937 году. Правозащитники воспринимают ее как нарушение условий ведения оперативно-следственных мероприятий».
По мнению Гарри Погоняйло, данные нововведения приведут к еще большему усилению бесконтрольности исполнительной власти во главе с Лукашенко.
«Подобное нововведение, если они будут осуществлены, приведут к окончательной разбалансировке так называемых механизмов сдержек и противовесов, усилению, а по существу бесконтрольности исполнительной власти во главе с президентом. Если это делается под флагом борьбы с коррупцией в органах прокуратуры, то такие методы борьбы обречены на провал. Они абсолютно неэффективны и могут служить лишь «фиговым листком» прикрытия истинных причин, связанных с принижением роли контрольных, надзирающих функций прокуратуры, после чего она станет никчемным атрибутом в системе власти, установленной Конституцией, и будет действовать по принципу: «Чего изволите?». Поэтому появляется опасность, что 1937 год может повториться. В критический момент власти смогут устраивать политические «чистки» и заниматься борьбой с инакомыслием», - считает правозащитник.
Что касается следственного комитета, подконтрольного лично Лукашенко, Погоняйло считает, что его создание может привести к практике массовых арестов.
«Сама по себе идея создать отдельный следственный комитет была бы оправдана, если бы Беларусь являлась правовым государством, -- уверен правозащитник. -- Он мог бы выступать «контролером» оперативных структур. Но в нашей ситуации произойдет обратный эффект. Беларусь - увы, страна, неправовая и недемократическая. В наших условиях отсутствие вневедомственного контроля может привести к фабрикации доказательств и свидетельств, к массовым арестам».