В Москве 24 июля состоялось заседание Группы высокого уровня (ГВУ) Совета Министров Союзного государства Беларуси и России. Саммит прошел вполне в духе белорусско-российских отношений последнего времени: обсуждалось многое, но толком не решили ничего. Похоже, главной целью официального Минска было показать Москве, что активизация белорусской политики за западном направлении не угрожает евразийской интеграции.
Белорусскую делегацию на переговорах в Москве возглавлял председатель правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Сергей Румас, который указом президента наделен полномочиями вице-премьера в вопросах интеграционного сотрудничества, российскую – первый вице-премьер Игорь Шувалов.
На нынешнем саммите обсуждалось 12 вопросов, в основном поставленных белорусской стороной. В их числе – об утилизационном сборе, о субсидировании российских производителей сельскохозяйственной техники (которые конкурируют с белорусскими), об отмене разрешительной системы по автоперевозкам, о финансировании строительства АЭС на территории Беларуси.
Также на заседании обсудили вопросы создания белорусского инновационного фонда по сотрудничеству с центром «Сколково», о подписании Соглашения о сотрудничестве в области использования и развития российской системы ГЛОНАСС, о балансах топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2013 год, о поставках российского оборудования для Березовской ГРЭС в Беларуси. Помимо прочего, белорусская сторона лоббировала допуск белорусских строительных организаций к работам при сооружении АЭС на территории России. Также обсуждались вопросы собственности Союзного государства.
Отвечая на вопросы журналистов, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота проинформировал, что вопрос о создании белорусского инновационного фонда по сотрудничеству с центром «Сколково» будет решен до конца текущего года. Договоренность об этом достигнута на заседании. Причем Рапота отметил, что этот белорусский инновационный фонд станет своеобразным филиалом «Сколково».
На заседании завершилась и работа над Соглашением о сотрудничестве в области использования и развития российской спутниковой системы ГЛОНАСС, соглашение полностью готово к подписанию. Кстати, в космической отрасли у Беларуси особый интерес. Дело в том, что белорусское ОАО «Пеленг» в ближайшие несколько лет планирует принять участие в выпуске десяти космических аппаратов по российским коммерческим контрактам. Об этом журналистам сообщил гендиректор предприятия Владимир Покрышкин.
Конкретизируя планы, Владимир Покрышкин сказал: «Принято решение создать еще четыре космических аппарата, подобных белорусскому спутнику, чтобы увеличить орбитальную группировку, состоящую из российского спутника "Канопус-В" и Белорусского космического аппарата». Что касается остальных спутников, то для них белорусская сторона будет производить фотоаппаратуру, а основную платформу изготовят в России.
Говоря о других вопросах повестки дня, госсекретарь сообщил, что по всем им достигнуты положительные решения, однако «глубина их разная». В частности, белорусская сторона вынесла на заседание вопрос об утилизационном сборе на автотранспорт. Скорее всего, сказал Григорий Рапота, данный вопрос будет решаться на уровне таможенной «тройки» Беларуси, России и Казахстана.
Вопрос утилизационного сбора оказался для Беларуси очень болезненным. Эта мера, которую в условиях ВТО Россия планирует применять для защиты собственных автопроизводителей, может очень больно ударить по экспорту белорусских автомобилей, и прежде всего МАЗов. И так в январе-мае текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го экспорт белорусских грузовиков упал в 1,7 раза, в частности, седельных тягачей – на 38,7%. То есть сейчас главная задача белорусских правительственных чиновников – «пробить» для МАЗа исключение, мол, союзники же… в одном государстве живем. Можно не сомневаться, что в ответ россияне потребуют уступок при создании холдинга «РосБелавто» с КамАЗом. Так что эта тема еще долго будет кормить журналистов.
Отвечая на вопрос корреспондента БелТА о злополучном балансе топливно-энергетических ресурсов Союзного государства (который на 2013 год не подписан и по сей день), госсекретарь сообщил, что «министерства энергетики двух стран продолжат работу по данной тематике». В переводе с дипломатического языка это означает, что до достижения договоренности так же далеко, как было и полгода назад.
«В общем-то событие получилось достаточно ординарным. Что можно было предсказать заранее. Белорусские переговорщики отправились в Москву с целью получения дополнительных источников финансирования для национальной экономики, российские же – рассчитывали на внятные перспективы приватизации белорусской госсобственности в свою пользу под видом объявленных пяти совместных проектов промышленной кооперации. Судя по всему, каждая из сторон осталась при своем, – говорит Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. – Сотрудничество между будущим национальным инновационным фондом Беларуси и «Сколково» – это, по сути, попытка получить доступ к российскому бюджетному финансированию для модернизации и развития национальной экономики. На фоне скромных успехов самого «Сколково» искренний интерес к нему белоруской стороны можно объяснить только этим. Отсюда и готовность превратить инновационный фонд, который, по идее, должен быть самостоятельным инвестором, в некоторого рода филиал «Сколково»: своих средств на крупномасштабные инновационные проекты у белорусских властей скорее всего просто нет, а иностранные инвесторы в очередь не выстраиваются по политическим мотивам.
Далее. Прорыва в части подписания долгосрочного, а не квартального баланса по поставкам нефти достичь не удалось. И наиболее вероятная причина этого – нежелание Минска расставаться с промышленными активами».
Судя по всему, в Москве представители белорусского правительства пытались понять, что можно сделать, чтобы остановить падение белорусского экспорта в Россию. Дело в том, что за январь-май нынешнего года внешнеторговый оборот Беларуси со странами Таможенного союза снизился на 16,6% и составил $16,5 млрд. Сальдо сложилось отрицательным: - $2,4 млрд. Товарооборот с ЕС упал на 30,6%, составив $9,1 млрд. При этом экспорт снизился на 49,1%, составив $5 млрд, а импорт вырос на 24%, составив $4,1 млрд.
В целом сальдо внешней торговли за этот период сформировалось отрицательным и составило - $1,387 млрд. В аналогичный период прошлого года сальдо было положительным ($1,612 млрд). Причем в Россию упали даже поставки белорусских нефтепродуктов (на 20,1%), а также сельскохозяйственной техники (на 20,7%) и тракторов (на 24,3%).
Дальше – больше. Минэкономики РБ не исключает падения белорусского экспорта в Россию, причиной чему может стать девальвация российского рубля. Обменный курс российского рубля за последние пару месяцев упал на 8%: от 30 рублей за доллар до 32,5 рубля, а к концу года ожидается уже курс 35 рублей за доллар. Падение курса российской валюты неизбежно скажется на конкурентных преимуществах белорусских товаров. Эксперты Министерства экономики считают, что теоретически падение курса российского рубля может привести к увеличению внутренних российских цен на импортируемые белорусские товары. Это, в свою очередь, может снизить круг их потребителей и тем самым сократить белорусский экспорт.
При этом в первую очередь пострадают крупные белорусские производители, активно поставляющие товары на российский рынок. Дело в том, что при удешевлении российских товаров из-за девальвации, их белорусские аналоги потеряют конкурентное преимущество в цене, так что продавать их станет намного сложнее.