К середине года стало окончательно понятно: оптимистичные планы по росту белорусской экономики в 2013 году, утвержденные президентом, выполнены не будут. Более того, даже с учетом всех приписок не удастся и близко подойти к намеченным показателям роста. А события конца июля показывают, что итоги второго полугодия могут оказаться еще более удручающими, чем итоги первого.
Цифры, которые удручают
Любая статистика по определению появляется с некоторой задержкой во времени. Именно поэтому экономические итоги первого полугодия обычно подводятся и анализируются в конце июля. Но в нынешнем году система дала сбой. Еще 31 июля заместители министров экономики и финансов должны были провести совместную пресс-конференцию «Итоги социально-экономического развития за I полугодие 2013 года». Однако пресс-конференция не состоялась. «Министерства что-то там между собой не согласовали, вот и отменили мероприятие», – сказали мне в Национальном пресс-центре.
«Что-то не согласовали». Вероятнее всего, ответы на два вечных вопроса – «Кто виноват?» и «Что делать?». Кто виноват в настоящей катастрофе с показателями экспорта, с мизерным ростом ВВП, с зарплатами, которые вызывающе опережают рост производительности труда? И что делать с отсутствием денег в казне, с нависающей угрозой девальвации национальной валюты, с затоваренными складами, с непослушным ВВП? А, по большому счету, – что делать с тем, кто виноват?
Как водится, у нас главный показатель эффективности промышленности – не ее рентабельность, а ВВП. И вот тут дело обстоит совсем никак. Валовой внутренний продукт Беларуси в первом полугодии составил 284 триллиона 983,2 миллиардов рублей, свидетельствует Белстат. Это на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Даже такой рост можно было бы считать успехом (как нас убеждает БТ, вокруг Беларуси – повсеместный кризис, развал и экономическая катастрофа), однако согласно утвержденному президентом на 2013 год целевому заданию, годовой рост ВВП должен составить 8,5% (указ № 418 от 25 сентября 2012 года). Конечно, можно было бы ожидать, что правительство Беларуси во втором полугодии сотворит чудо, но прецедентов в новейшей истории пока не было.
Тем более что и задел для этого чуда в первом полугодии создать не удалось. По данным Белстата, производство промышленной продукции в январе-июне нынешнего года составило 302,8 триллиона рублей, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,2%. Продукция сельского хозяйства наоборот выросла на 1,5% до 32,8 трлн рублей. Правда, в значительной степени за счет приписок.
Но хуже всего обстоят дела с внешней торговлей. За январь-июнь 2013 года Беларусь сократила объем внешней торговли товарами до 82,5% от аналогичного показателя прошлого года, сообщает Белстат. За январь-июнь 2013-го сальдо внешней торговли товарами в Беларуси составило минус $1.682,3 млн. За этот же период прошлого года сальдо было положительным – $1.921 млн.
За первое полугодие 2013 года экспорт белорусских товаров сократился на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил $19.212,8 млн. При этом наш экспорт в страны ЕС сократился на 50%. Товарооборот со странами ЕС сократился на 30,6% (до $10.742,3 млн). Экспорт уменьшился на 49,4% (до $5.783,5 млн), импорт – вырос на 22,2% (до $4.958,8 млн). Дефицит внешней торговли товарами наблюдается и в торговле со странами СНГ, в том числе со странами Таможенного союза и ЕЭП. С этими партнерами он составил минус $1.180,7 млн и минус $2.727,6 млн соответственно.
В целом же со странами вне СНГ Беларусь сократила товарооборот до 77% от прошлогоднего показателя (с $21,3774 млрд до $16,4534 млрд). Положительное сальдо в торговле с этими странами сократилось в разы (упал и экспорт, и импорт) и стало отрицательным (с $6,5742 млрд до -$0,5016 млрд).
А ведь тот же указ Александра Лукашенко № 418 предусматривает, что экспорт товаров и услуг в этом году должен вырасти на 15,2%, сальдо внешней торговли товарами и услугами – составить +0,7% к ВВП.
Теперь Министерство экономики не исключает снижения белорусского экспорта в Россию во втором полугодии из-за падения курса российской валюты, которое скажется на конкурентных преимуществах белорусских товаров. Последние месяцы в России снижается обменный курс рубля. Эксперты обещают падение курса до 35 рублей за доллар к концу года. Это закономерно приведет к увеличению внутренних российских цен на импортируемые белорусские товары, что автоматически сократит белорусский экспорт.
При этом на финансовом рынке Беларуси ставки по рублевым межбанковским кредитам продолжают скачкобразный рост, который начался 12 июля. Фактически начинается уже четвертый за последние пять лет депозитный кризис. Белорусы активно забирают деньги с депозитов, в результате банкам денег не хватает, и начинаются проблемы на межбанковском рынке, рост процентных ставок.
Непослушный ВВП
Второе полугодие для белорусской экономики началось, мягко говоря, печально. Практически одновременно последовали два демарша со стороны России. Сперва «Уралкалий» фактически уничтожил «Белорусскую калийную компанию» как картельного трейдера на рынке калийных солей. Отсюда – падение капитализации «Беларуськалия» сразу на четверть и на те же 25% – снижение стоимости хлористого калия на мировом рынке. То есть этот ручеек валютных поступлений пересыхает на глазах.
Второй демарш – заявление главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко о том, что Беларусь завозит в РФ «больше молока, чем производит». Это означает одно: российское руководство готово к началу новой «молочной войны». А молоко и молочные продукты – основа белорусского продовольственного экспорта в Россию.
Однако похоже на то, что чиновники белорусского правительства узнают о происходящем через какое-то свое секретное информагентство – которое сообщает только хорошие новости. Потому что в июле в Совмине продолжали готовить прогнозные документы на 2014 год (концепцию прогноза социально-экономического развития, проект Основных направлений денежно-кредитной политики, проект бюджета) – и в них заложен прогноз роста ВВП в 2014 году на 9,6%. (Напомню, что в 2012-м белорусский ВВП вырос всего на 1,5%.) Однако правительство сковано пятилетним прогнозом социально-экономического развития, согласно которому белорусский ВВП за пятилетку должен вырасти на 62-68%.
Правда, по информации БелаПАН, обновленная версия Концепции прогноза социально-экономического развития предусматривает рост белорусского ВВП в 2014-м уже только на 5,7%. При этом в правительстве исходят из того, что в будущем году экспорт белорусских товаров вырастет на 11,8%, то есть почти на $4,9 млрд. И две трети ($3,3 млрд) роста экспорта обеспечат продажи на российском рынке.
Между тем, в 2014-м серьезных положительных сдвигов в глобальной экономике ожидать не приходится. А без них заметно увеличить мировой спрос на белорусскую продукцию сложно – даже если соотношение цена/качество наших товаров волшебным образом резко возрастет. Резкого роста внутреннего спроса также ожидать не приходится – плакаты «Купляйце беларускае» уже примелькались и глаз за них не цепляется.
Мнения экспертов
«Беларусь живет в двух мирах. В одном (руководства страны и официальных СМИ) Беларусь – это успешно развивающееся государство с ростом ВВП в 8-10%, нет проблем с инвестициями, сбытом продукции, валютными поступлениями. Эдакий островок стабильности в неспокойном мире, в котором мечтают жить все вокруг, – сказал БДГ экономист Владимир Артюгин, главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД». – В другом мире (реальном, для всех остальных) Беларусь – это одно из многих постсоветских государств, «доедающих» советское наследство, уже много лет живущее в кризисе или предкризисном состоянии, постоянно испытывающее проблемы с ростом ВВП, со сбытом продукции и валютных поступлений, из которого уезжают специалисты.
Соответственно, планы готовятся для первого варианта, а реализовывать эти планы приходится для второго. При этом ошибки признаются только постфактум, с последующим подгоном полученных результатов с запланированными. А для создания иллюзии стабильности и успехов приходится выполнять видимые (для населения) параметры: заработные платы, цены и тарифы на социально значимые товары и услуги. За счет ухудшения общей ситуации в экономике. Поэтому ситуация развивается по кругу: обеспечение роста параметров для населения, нарастание проблем в экономике, через кризис приведение в соответствие официальных данных с реальными. В идеале пик роста должен приходиться на какие-либо значимые события, а кризис – вскоре после завершения значимых событий, чтобы хватило времени для исправления последствий. Вот только период таких циклов все время сокращается и становится все сложнее управляемым. А запасов для корректировки длины циклов остается все меньше.
В настоящее время Беларуси нужно срочно приводить в соответствие с реальным положением дел ситуацию с явно переоцененным курсом белорусского рубля, непросчитанной модернизацией, отсутствием источников финансирования. На все это накладывается неготовность, да и нежелание, признавать проблемы. В результате из-за фиксации предкризисного состояния в неустойчивом положении все только усугубляется. К сожалению, действия властей сигнализируют о том, что выбрана стратегия на удержание курса. Но это можно будет сделать только при увеличении валютных поступлений. Пока шансов на это очень мало. К тому же последние события на калийном рынке сделают невозможным увеличение поступлений валюты от «Беларуськалия». Попытки «выжать» внутренний рынок создадут дополнительные проблемы в следующем году, который будет не легче нынешнего.
Ситуация в экономике все больше становится похожа на ситуацию 2010 года. Тогда тоже тянули «до последнего», в результате пришлось проводить девальвацию почти в три раза, хотя, вовремя проведя антикризисные действия, можно было бы ограничиться девальвацией на 30-40%».
Еще более пессимистично настроены российские эксперты, которые наблюдают за ситуацией в Беларуси со стороны. Так, российское ИА REGNUM цитирует доктора экономических наук Елену Ведуту. Комментируя ситуацию вокруг белорусской экономики, в частности, последние данные Национального статистического комитета, она отметила, что ситуация в Беларуси будет только ухудшаться.
«Глобальный кризис как раз бьет по самым слабым странам. Поэтому ситуация в Беларуси будет только ухудшаться», – считает эксперт. Говоря о дальнейшем развитии ситуации, Елена Ведута отметила, что Беларусь идет к дефолту: «Дальше я могу прогнозировать дефолт у нас, следующий дефолт в Беларуси. И так будет все время, пока мы не научимся планировать развитие экономики, чтобы обеспечить выход на траекторию устойчивого развития. Пока у нас везде – и в правительстве, и в Госдуме, и в парламенте Беларуси – хаотично принимают законы, абсолютно не связанные между собой, так и будем по дефолтам гулять. Это естественный процесс».