В Киев поддержать протестующих прилетел американский сенатор Маккейн, один из авторов жесткой резолюции сената США по ситуации в Украине.
Он встретился с лидерами оппозиции, выступил на Майдане и провел переговоры с президентом Януковичем. Сенатор ответил на вопросы «Украинской правды» и «Белорусского партизана».
Чтобы показать солидарность с борцами за европейский выбор, в воскресенье Маккейн выступил со сцены Евромайдана, здороваясь с толпой на украинском языке и цитатой из поэта Шевченко. «Америка с вами!» - завершил он свою речь. «Thank you, USA», - скандировал Майдан.
- Какое у вас впечатление от увиденного в Киеве?
- Я видел много интересных вещей в своей жизни. Но мне кажется, что с тем явлением, которое я вижу сейчас, вряд ли что-то может сравниться. Энтузиазм и дисциплина сотен тысяч людей невероятны, это впечатляет! За последние три недели не было ни одного серьезного инцидента, кроме того времени, когда правительственные силы атаковали демонстрантов.
- Вы прилетели специально на Майдан - или летели в Европу по другому поводу?
- Я прилетел сюда специально. Я бывал в Украине много раз и достаточно хорошо проинформирован о том, что здесь происходит. Я хотел специально быть здесь в это время, чтобы получить собственные впечатления. А, кроме того, хотел показать поддержку нашего Конгресса демонстрантам, которые борются за демократию и свободу.
- В связи с попытками подавления Евромайдана внесена резолюция в Сенат США. Каково ваше отношение к этому документу и каковы шансы на его принятие?
- Я являюсь одним из соавторов этой резолюции. Она призывает уважать право людей на ненасильственный способ выражать свои взгляды. Мы поддерживаем их усилия в направлении демократии. И если власть Украины продолжит репрессии, должны быть рассмотрены санкции.
- Какого рода санкции?
- Санкции против лиц и организаций, которые будут уличены в преступлениях против человечности, и которые нарушают права человека.
- Какие шансы у этой резолюции быть одобренной?
- Если украинские власти применят силу, она будет одобрена быстро и единогласно.
- Вы говорили с лидерами оппозиции по прибытии в Киев. Какое впечатление они на вас произвели?
- Я получил сильное впечатление от их преданности делу, от их готовности играть лидерскую роль, их патриотизма и приверженности идее сделать Украину европейской нацией.
- С другой стороны, существует человек, Владимир Путин - который имеет другие планы относительно Украины. Что делать украинским политикам в этой ситуации, когда Украина стала объектом геополитического противостояния?
- Во-первых, действительно нет никакого сомнения, что Путин использует невероятное давление на правительство и народ Украины. Я не верю, что ему удастся заставить Украину присоединиться к его так называемого Таможенного союза . Но нам нужно оказать помощь Украине со стороны МВФ , чтобы она справилась с серьезными финансовыми трудностями.
- В мире много сложных проблем, которые решают Россия и США вместе, например: Сирия. Насколько вероятна ситуация, когда ради мира на Ближнем Востоке, ради Сирии или Ирана, США могут пойти на уступки по Украине перед Москвой?
- США и Россия сотрудничают по вопросу химического оружия. Но Россия продолжает поставлять оружие Башару Асаду, который продолжает убивать невинных детей, женщин и мужчин в Сирии. И это возмутительно. Там где мы можем сотрудничать с Россией, нам стоит сотрудничать. Но это никоим образом не должно изменить нашу поддержку Украины и того, чтобы Украина стала европейской нацией.
- Как вы думаете, после Олимпиады в Сочи Россия усилит давление на Украину, если ситуация не будет решена сейчас?
- Я думаю, что ситуация в Украине решится в течение ближайших дней.
- Сейчас звучит много обвинений в том, что администрация Обамы гораздо пассивнее в вопросе Украины, чем администрация республиканцев. На какую степень поддержки может рассчитывать Украина в нынешней ситуации?
- У меня есть некоторые разногласия с президентом Обамой. Но заявления, которые сделал государственный секретарь Джон Керри и сделала заместитель государственного секретаря Виктория Нуланд, думаю, вполне соответствуют данному моменту. По этому вопросу республиканцы и демократы в Конгрессе тесно объединены.
- Вы очень хорошо знаете ситуацию на территории бывшего СССР и в свое время много поддерживали белорусов в их борьбе за свободу и демократию. В Беларуси ничего не получилось, а в Украине совсем другая ситуация. В чем причина такой разной ситуации в Украине и Беларуси?
- Лукашенко является наиболее брутальным и грубым диктатором Европы, и рано или поздно люди в Беларуси освободятся от его руководства.
Украина – же большое, многокультурное, очень разнообразное общество, с высокообразованным населением, действительно великая страна. Я думаю, что Путину хотелось бы удержать Украину в российской орбите больше, чем любую другую страну мира. Часто говорят, что с Украиной Россия - это западная великая держава, а без Украины - это восточное государство.