Экс-глава ЮКОСа рассказал о подробностях своего освобождения и планах.
Первая пресс-конференция российского бизнесмена после освобождения началась в Берлине сегодня в 13:00 по местному времени (15:00 по Минску). На ней, кроме Михаила Ходорковского, присутствовали его родители и сын. В зале собрались несколько сот журналистов. Сайт charter97.org вел прямую трансляцию с пресс-конференции.
Михаил Ходорковский сообщил, что будет бороться за права политзаключенных в России. «Не надо меня считать, символом того, что политзаключенных не осталось. Я буду делать все, чтобы их не осталось, делать все, что от меня зависит», - заявил он.
В самом начале пресс-конференции Ходорковский поблагодарил всех, кто поддерживал его и его семью на протяжении 10 лет ареста, а также политиков, правозащитников, активистов и журналистов, добивавшихся его выхода на свободу.
«Возможно, мое освобождение стало возможным благодаря средствам массовой информации, в том числе и тем, которые вы представляете. Большое всем спасибо! Я считаю, что внимание средств массовой информации позволяют очень многим людям, которые сегодня несправедливо находятся в тюрьмах, наших российских тюрьмах, сохранять жизнь, здоровье и надежду на освобождение. Я хочу, чтобы вы приняли от меня и от нас всех благодарность за это. Я лично, естественно, благодарен за поддержку, которую мне оказывали мои друзья, мои бизнес-партнеры и, конечно, главное - моя семья на протяжение этих 10 лет. Если бы я не чувствовал этой поддержки, мне было бы трудно выдержать.
Я очень благодарен господину Францу-Дитеру Геншеру, его усилиями была достигнута точка, с которой может быть дело ЮКОСа, приведшее к десяткам, если не сотням сломанным судьбам, дело ЮКОС начало заканчиваться спустя десятилетие.
Я очень благодарен фрау Ангеле Меркель, о роли которой в том, что я сегодня на свободе, я узнал, находясь здесь и имея возможность пользоваться теми источниками информации, которые для большинства из вас являются абсолютно обычными. Для меня они все новые - «Фейсбуки», «Твиттеры». Когда я попал в тюрьму, этого ничего не было», - заявил он.
15:35 Михаил Ходорковский сказал, что одной из главных задач должно стать освобождение узников, которые находятся в тюрьмах в России из-за «болотного дела», а также других людей, которые были несправедливо осуждены. «Нам надо продолжать работать над тем, чтобы в России политзаключенных не осталось», - сказал он.
Ходорковский: остаются товарищи по несчастью: Лебедев, Пичугин, другие политзаключенные, не связанные с делом ЮКОСа! #Ходорковский
— Khodorkovsky News (@_Khodorkovsky_) 22 декабря 201315:33 Бывший заключенный отметил, что не ожидал такого общественного внимания к своему делу. Он пояснил, что написание прошения о помиловании — формальность, потому что его судьбу «все-равно решает один человек — президент Путин». Ходорковский подчеркнул, что отказывался от написания подобного прошения раньше, потому что от него требовали признать свою вину. «Пять лет я не писал прошение о помилование, потому не признавал вину десятков тысяч сотрудников ЮКОСа», - заявил он.
15:27 Больше всего журналистов интересовали дальнейшие планы Михаила Ходорковского. «Я только 36 часов назад получил свободу и какие-то планы на будущее я не считаю возможным строить. Главное, что подкашивает заключенного - это надежда, которая в последний момент оказывается не случившейся. Так что, что и как делать дальше мне еще предстоит думать и советоваться с моими друзьями. И я это буду делать», - сказал он. Также бывший заключенный отметил, что ближайшее время посвятит своей семье.
15:25 Бизнесмен поблагодарил западных политиков, в частности Ангелу Меркель, за участие в его освобождении. Он высказался в поддержку Юлии Тимошенко и пожелал ей скорейшего освобождения. «Надеюсь, Виктор Янукович, который в последнее время часто общается с президентом моей страны, примет такое решение», - сказал он.
Ходорковский благодарит Ангелу Меркель за содействие в его освобождении! #ХодорковскийOnline
— Khodorkovsky News (@_Khodorkovsky_) 22 декабря 201315:21 Бизнесмен пояснил, почему в ближайшее время не собирается возвращаться в Россию. «У меня нет гарантии, что потом смогу улететь из России. Верховный суд РФ должен подтвердить решение Европейского суда по правам человека, что иск по первому делу ЮКОСа с меня и с моего друга Платона Лебедева снят», - заявил он.
15:15 Михаил Ходорковский начал открытую пресс-конференцию с благодарности СМИ и обычным людям, которые поддерживали его во время ареста. Он отметил, что в ближайшее время возвращаться на родину не собирается. Бизнесмен подчеркнул, что он — не последний политзаключенный в России и призвал бороться за их освобождение.
Ходорковский благодарит СМИ. "Именно благодаря вашей поддержке, люди, которые находятся за решеткой, сохраняют надежду #ХодорковскийOnline
— Khodorkovsky News (@_Khodorkovsky_) 22 декабря 2013За несколько часов до мероприятия прошла закрытая пресс-конференция для некоторых СМИ. На ней Михаил Ходорковский сообщил, что не будет заниматься бизнесом и политикой, однако продолжит общественную деятельность.
«Не буду заниматься политикой в плане борьбы за власть. Буду заниматься деятельностью, в частности, для освобождения политзеков - не только ЮКОСа», - заявил он.
Я изначально просил, чтобы выехать за границу. Затем уже варианта что-то изменить (и остаться в рф после освобождения сразу) не было
— Khodorkovsky News (@_Khodorkovsky_) 22 декабря 2013Михаил Ходорковский подчеркнул, что вопрос о признании вины перед ним не ставился и делать этого он не собирался
«Отличие нынешней ситуации в том,что вопрос о признании вины не ставился. Я сказал ок. И эти несколько месяцев для меня важны из-за семейной ситуации», - заявил он.
Количество людей, которые повели себя во всей этой ситуации достойно за все эти годы, гораздо больше тех, кто наоборот
— Khodorkovsky News (@_Khodorkovsky_) 22 декабря 2013Сын Михаила Ходорковского Павел разместил в своем аккаунте в «Твиттере» первые фото отца на закрытой пресс-конференции.
My father's press conference in Berlin pic.twitter.com/BSeypNsFqt
— Pavel Khodorkovskiy (@pmhburyatia) 22 декабря 2013Ранее, в субботу Ходорковский, встретившийся в Берлине с сыном Павлом, прилетевшим из Америки, и родителями, прилетевшими из Москвы, дал интервью журналу The New Times, в котором заявил, что перед ним не ставили в качестве условия освобождения признание вины, что экс-глава ЮКОСа назвал ключевой проблемой, так как, по его словам, это имело бы «последствия для очень широкого круга людей».
Ходорковский также сказал, что необходимость для него выехать за границу, в Берлин, где проходит лечение его тяжело больная мать, «облегчило Владимиру Владимировичу принять решение о помиловании».
Прошение о помиловании и личное письмо Владимиру Путину были написаны в ноябре. По словам Ходорковского, он понимал, что либо его ждет третье дело, либо его выпустят. Перед Ходорковским, заявил он в интервью, не ставили и условий не заниматься политикой. Вместе с тем, Ходорковский написал то, о чем говорил и раньше: «Я не собираюсь заниматься политикой и не собираюсь бороться за возвращение активов (ЮКОСа)» и просил дать ему возможность выезда за границу.