«Ежедневник» начинает проект, посвященный развитию частного бизнеса в регионах Беларуси – «Бизнес в регионах Беларуси: кто есть кто?».
В рамках проекта мы проанализируем и с помощью представителей регионального бизнеса и экспертов попытаемся найти ответы на актуальные вопросы, связанные с экономическим развитием регионов и местной деловой среды. Частью проекта станут рэнкинги, составленные на основе информации о крупнейших компаниях и их владельцах во всех регионах страны.
Какие цели преследуются в рамках исследования? Главная из них – это изучение на конкретных примерах процесса формирования и развития региональных бизнес-элит, их роли в местной и национальной экономике и, что не менее важно, их вклада в общественную и культурную жизнь регионов.
В рамках проекта мы попытались выявить основные источники появления успешных частных бизнесов в регионах, проанализировать условия их текущей деятельности и перспективы развития, включая различные виды трансформаций. Изначально было очевидно, и мы развили тему особенностей формирования и развития предпринимательства в отдельных районах и группах исторически и экономически связанных районов (субрегионов). Одной из задач исследования стала оценка уровня концентрации успешных частных бизнесов и причин, оказавших и оказывающих на это влияние. Был любопытен, например, вопрос: различаются ли и насколько процессы формирования предпринимательского класса в двух исторических частях Беларуси – восточной и западной?
Объективные и субъективные драйверы
Анализ состоявшихся частных бизнесов показал, что их число и уровень нередко зависят от месторасположения. Преимущество с точки зрения концентрации успешных частных предприятий имеют крупные промышленные центры с более-менее стабильно работающими государственными предприятиями.
Многие частные компании возникли с целью обслуживания тех или иных потребностей градообразующих производств, по сути, получив от них многолетний гарантированный госзаказ. Он стал источником первоначального накопления капитала. Во многих случаях эти бизнесы создавали бывшие сотрудники госпредприятий, госзаводы и фабрики являются источниками квалифицированных кадров.
Показателен пример частного бизнеса Солигорска: три из крупнейших сегодня бизнес-структур этого региона – «Нива», СИПРсОП и «Пассат» – были созданы с целью производства и сервисного обслуживания оборудования для «Беларуськалия». Белорусский металлургический завод взрастил известные сегодня не только на белорусском рынке компании «Бабушкина» и «Танис», а расположенная в том же Жлобине «БелФа» – целую индустрию производства мягких игрушек.
Со временем многие из компаний, созданных таким образом, расширяли сферу деятельности, выходя на новых заказчиков вне госсектора и вне Беларуси. О том, что это важно и необходимо для развития, показывает опыт последних лет. Дела в госсекторе идут сегодня не очень хорошо, и надеяться только на заказы оттуда небезопасно. В прошлом году возникли проблемы со сбытом у «Беларуськалия», и оказалось, что увереннее себя чувствует «Нива» Сергея и Александра Романовичей, давно работающая и по заказам клиентов из России и Казахстана.
Некоторые бизнесы продолжают создаваться вокруг «госов» и сейчас, получая на атусорсинг те или иные направления, в которых государственный производитель понимает, что он неэффективен. Некоторые бизнесы, внедряя новые технологии, с помощью кредитных ресурсов и ресурсов инвесторов, уже заменили государственные предприятия. В 2011 году, воспользовавшись неожиданной приватизационной щедростью белорусского государства, но в первую очередь для того, чтобы сберечь обесценивавшиеся рубли, некоторые заматеревшие частники на аукционах Госкомимущества интегрировали «прародителей» в свои бизнесы, выкупив их акции.
Именно частники, а не государственные предприятия, в которые, несмотря на провал программы модернизации №1, продолжают вбухиваться огромные бюджетные ресурсы, уже задают тренд в отечественной деревообработке. Яркий пример – это целая группа успешных предприятий из небольших городов (Жодино, Городеи, Березино, Сморгони, Вилейки, Постав, Жлобина и др.), производящих межкомнатные двери. Эти компании являются лидерами не только в Беларуси, но и на соседних российском и украинском рынках, некоторые из них вышли в Европу и даже перебрались за океан и торгуют в супермаркетах США и Канады.
Современной «мебельной столицей» Беларуси является не Пинск и Гомель, где расположены известные с советских времен мебельные производства концерна «Беллесбумпром», а Барановичи. Здесь тоже есть государственная деревообработка. Это существующее с 1946 года и производящее строительную столярку предприятие «Барановичидрев», которое в последние годы балансирует на грани выживания.
Не с него брали пример барановичские бизнесмены. В конце 1980-х – начале 1990-х годов рядом с «Барановичидревом» в гаражах и съемных боксах начали расти как грибы предприятия по выпуску мебели под заказ. Сейчас трудно сказать, кто на самом деле был первым, но барановичская мебельная промышленность, наверное, самый яркий пример того, как субъективный фактор влияет на появление бизнесов и как здоровая конкуренция создает успешные производства.
Успешный опыт одного бизнесмена, занявшегося на свой страх и риск производством мебели, решили повторить второй, третий, четвертый. И в итоге сегодня в городе работают несколько крупных частных мебельных фабрик – «Лагуна», «Мебельсервис», «Явид», «Тимбер», «Белросмебель», «Диприз» и др. Владельцы «Лагуны», выкупив у государства еще три региональные фабрики (в Коссово, Слуцке и Жлобине) и инвестировав в розничную сеть («АМИ»), создали один из крупнейших мебельных бизнесов в масштабах всей Беларуси.
Гены, связи, зарплаты
Высокий научный потенциал, которым отличалась советская Беларусь, стал почвой для возникновения нескольких десятков крупных «интеллектуальных» бизнесов не только в Минске (IT-компании, «Регула», «Полимастер», «Ситек», «Изовак»), но и в регионах. Собственные разработки и патенты стали началом успешного бизнеса для брестского «Консула», витебского «Рубикона», Солигорского института проблем ресурсосбережения, нескольких могилевских предприятий, созданных выпускниками бывшего Могилевского машиностроительного института. К сожалению, этот потенциал постепенно иссякает из-за хронических проблем отечественной науки.
Исключение составляет, наверное, IT-сфера, в образовательные программы которой активно вкладывают частные компании. Центральные офисы практически всех IT-бизнесов и основные кадры сосредоточены в Минске. Но, например, Viber, прозванный «убийцей Skape», родился в Бресте. В шестом по величине городе Беларуси израильские инвесторы Талмо Марко и Игорь Магазиник нашли талантливую команду, которая создала один из самых ярких мировых продуктовых проектов последних лет.
Фирма – разработчик программного обеспечения есть даже в Ветке, ее учредителем является московская компания.
Еще одно направление формирования бизнес-элит в регионах – это постепенная трансформация государственных служащих и менеджеров в собственников руководимых ими предприятий. На многих фабриках и заводах с государственной собственностью ведущие должности занимают члены одной семьи, можно сказать, менеджерские династии. Особенно много таких примеров в Могилевской области – «Лента», «Могилевсоюзпечать» и др. Но этот процесс, как показывают примеры выстраивания государственно-частного партнерства на «Керамине», «Спартаке», «Коммунарке», имеет многочисленные подводные камни.
Поле деятельности для региональных белорусских бизнесменов заметно уже, чем для представителей столичного делового истеблишмента. Доступ к импортным каналам и эксклюзивы на экспорт еще со времен бывших управделами президента Ивана Титенкова и Галины Журавковой сосредоточен в Минске в руках так называемого ближнего круга. Для того чтобы торговать «БелАЗами», нужно быть не менее, чем сыном президента.
В розничной сфере неприватизированные госторги зарезервированы за крупными столичными и иностранными сетями. Могилевчанину Баскину, когда он еще не был сегодняшним Баскиным, пришлось выдержать непростую борьбу за один из могилевских торгов с российской «Альфа-Групп». В итоге только поддержка местных властей позволила ему заполучить одну из трех городских сетей, две другие купили россияне.
Но в рознице региональный бизнес смог найти свое место. Что интересно, его успех в том или ином регионе напрямую зависит от уровня платежеспособности населения, который в свою очередь обусловлен наличием крупных производственных комплексов.
В Солигорске Андрей Заяц и Александр Юрченко создали сеть «Радуга», конкурирующую с «Еврооптом» и «Милой». В Жлобине местный ретейлер Александр Руленков инвестирует в растущую компанию «Продмир». Полоцк до того, как началась экспансия «Евроопта», вообще являлся столицей белорусского ретейла. В нем, а также в близлежащем Новополоцке, конкурировали сразу три сети – «Дионис» Бориса Цлафа, «Бахус» Владимира Захарова и «Эконом» Сергея Фальковского. Правда, к настоящему времени магазины Захарова перешли в управление владельцев «Евроопта», а «Эконом», одно время претендовавший на статус национальной сети, обанкротился. В Мозыре на протяжении многих лет крупнейшим ретейлером был влиятельный местный бизнесмен Воскан Чобанян, владелец компании «Нелли». В 2009 году он ушел на покой, продав магазины «Евроопту». Солигорск, Жлобин, Полоцк-Новополоцк, Мозырь связывает то, что в них есть крупные предприятия, а сами города входят в топ-15 по уровню средней заработной платы.
«Регионалы» наступают
Некоторых представителей белорусского бизнеса отнесение их к регионалам обижает. И они правы: несмотря на то, что их офисы, активы расположены за МКАД, они уже являются членами национального бизнес-класса. Одной из главных задач исследования «Ежедневника» стало изучение мотивации и возможностей трансформации региональных предпринимателей в национальную бизнес-элиту, анализ уровня зависимости экономик регионов от областных центров и Минска, а также степень заинтересованности иностранного капитала в инвестировании в экономику регионов.
В первой десятке топ-200 успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси-2013 три человека (треть) представляют областные центры – Брест (Александр Мошенский), Могилев (Евгений Баскин), Гродно (Валентин Байко). В целом в рэнкинге предпринимателей, чьи центральные офисы и активы расположены вне Минска и Минского района, почти четверть. И это не только областные центры, в топ-200 вошли бизнесмены из Новополоцка и Полоцка, Орши, Дзержинска, Борисова, Солигорска, Жодино и Марьиной Горки, Барановичей и Пинска, Светлогорска и Лельчиц. На протяжении семи лет, в течение которых «Ежедневником» составляется рэнкинг, число региональных бизнесменов увеличивалось. И есть предпосылки, что эта тенденция продолжится.
Привлекательность регионов для иностранного капитала зависит от многих факторов. Порой просматривается даже историческая привязанность инвесторов одной страны к региону. В советские времена и в первые годы белорусской независимости флагман отечественной металлургии – Белорусский металлургический завод – было доверено строить австрийской компании Voestalpine. Металлурги подтянули в Жлобин «земляков» из другой сферы. Еще одни австрийцы создали известную в свое времени колбасную фирму «Аустробел». Три независимые друг от друга группы бизнесменов из Польши сейчас облюбовали Речицкий район, где пробуют организовать переработку лигнина.
В отечественной зарегулированной экономике самый важный момент для частника – это заинтересованность представителей местных органов власти. Как правило, успешные местные бизнесы – это одни из крупнейших компаний в регионах, дающих работу сотням людей и приносящих в местный бюджет миллионы долларов. Есть районы (например, Лельчицкий), где частные компании выполняют до половины всех экономических показателей. Для местных властей это курицы, несущие золотые яйца, поскольку они решают целый сонм вопросов. И не только в экономике. Успешный район означает успешного в глазах Администрации президента руководителя, который с большой вероятностью может рассчитывать на следующую ступеньку карьерной лестницы. Поэтому особо прозорливые председатели райисполкомов буквально носят доморощенных бизнесменов на руках.
Можно прогнозировать, что уровень зависимости чиновников от успешных предпринимателей и, соответственно, уровень влияния бизнеса на местные дела будет расти с 2014 года. Это связано с очень важным для экономического развития регионов решением правительства. Оно заключается в том, что с текущего года все трансферты, которые ранее делали в местные бюджеты предприятия республиканской формы собственности, переведены в республиканский бюджет. Местным бюджетам, включая Минск, остаются только налоги с коммунальной собственности. И – с частников.