Белорусская модернизация, как и советское ускорение социально-экономического развития, свидетельствует о том, что проблемы экономики упираются в политическую систему, считает независимый экономист Сергей Чалый.
СССР потребовалось два года, чтобы понять, что ускорение – это бессмысленная трата денег в той политической системе, а модернизация в Беларуси привела к аналогичному пониманию уже через год, заявил Чалый на обучающем семинаре для претендентов на мандаты депутатов в местные советы в Могилеве 14 февраля.
Поэтому следующим этапом в модернизации будет понимание того, что проблемы экономике лежат не в дисциплине и новых станках, а в нынешнем управлении страной.
«Наша система построена таким образом, чтобы устранить конкуренцию», - сказал экономист, отметив, что сегодня белорусская экономика – это экономика ЗАО «Беларусь», где нет равных условий хозяйствования субъектов разных форм собственности, а приоритет отдается государственным предприятиям и компаниям.
В результате, как в той же торговле - столько лет боролись с торговцами, а теперь удивляемся, что не можем продавать, говорит Чалый. «То же самое в политике – боролись с инакомыслием и победили всякое мыслие», - отмечает эксперт.
Вместе с тем он уверен, что плачевная ситуация в экономике Беларуси очевидна и для властей, которые бы хотели сохранить видимость благополучия, что уже становится невозможно. Но и советский сценарий развития – когда из ускорение перешло в перестройку и те, кто ее задумывал, потеряли контроль над ситуацией и, в конечном итоге, власть, также для белорусского правителя не является приемлемым.
«В чем была проблема той же перестройки? В том, что процессы, которые были запущены, оказались хаотическими и, в конечном счете, те, кто их начал, потерял контроль, а затем и власть над данными процессами. Это совершенно неприемлемый сценарий для нашей власти. Поэтому такой вариант исключен», - говорит Сергей Чалый.
По его словам, логика исторического развития ведет к тому, что за модернизацией уже назрела перестройка системы, но конечные политические условия не позволяют этому процессу начаться.
«Получается, что мы как бы между двух миров – с одной стороны неработающая старая во многом советская уникальная белорусская экономическая модель, которая уже не работает с 2011 года, а со второй ни к чему другому не пришли. Ситуация усугубляется еще и тем, что любые паллиативные меры не работают. И последние месяцы происходят совещания по принципу «скажите мне, что делать». Потому что у самого вождя уже нет представления и идей», - отмечает экономист.
Однако, несмотря на то, что нынешняя ситуация в белорусской экономике и экономическая ситуация 30-летней давности в СССР схожи, у Советского Союза не было такого финансового источника, каковым является для Беларуси Россия.
Можно сказать, что это уже отдельная отрасль нашей экономики – выбивание средств из России, говорит экономист, обращая внимание на изменение отношения белорусских властей к интеграционным процессам с соседней страной. «Вспомните про процесс ратификации Таможенного союза, где Россия чуть ли руки не выкручивала, газовая война, «крестные батьки», и вся эта ерунда. А теперь внезапно оказалось, что Беларусь является чуть ли не мотором этой экономической интеграции», - отмечает Чалый.
По его утверждению, белорусские власти поняли, что необходимо на поток поставить индустрию получения преференций со стороны России - благоприятные условий торговли с ней, доступ к ее рынку и единые условия торговли энергетическими товарами по внутренним ценам, а не как в международной торговле. «Превратить это из сферы, где все достигается путем индивидуальных договоренностей правителей в систему отношений, когда она не зависит от необходимости встречаться. И наши неожиданно обнаружили, что эта система работает, что после подписания документов по Единому экономическому пространству любые попытки что-то ограничить со стороны России не проходили – молочной войны нет, газовой войны нет. То есть, все эти вещи прекратились, и это в наших интересах», - говорит независимый экономист.
Вместе с тем даже эта система не обеспечит белорусской власти сохранения статус-кво, уверен Сергей Чалый. «Для того, чтобы сохранить статус-кво необходимо получать ежегодно 4-4,5 млрд долларов. Даже если мы получим максимум того, что мы хотим – отмены экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти и отправленные на экспорт, а не в Россию, это в лучшем случае около 3 млрд долларов. Т.е. все равно не закрывает эту дырку. Речь идет о том, что система, которая выстроена, способна жить только при постоянном увеличении внешнего долга. Это неустойчивая система - все время придется ходить и побираться. Но рано или поздно перестанут давать», - говорит экономист, полагая, что в середине года белорусские власти начнут просить у России новый кредит.
«Эту систему можно только искусственно «костылями» такими держать, и если подпорки не окажется в нужный момент – процесс приобретет неконтролируемый характер. Примерно так, как это случилось в 2011 году», - отмечает Сергей Чалый.