Данные Национального банка о поступлении в страну валютной выручки свидетельствуют о том, что последняя сжимается как шагреневая кожа.
В январе выручка Беларуси в твердой валюте составила 3,18 млрд. долларов. За последние три года это минимальное значение.
По мнению экспертов, возможности для увеличения валютной выручки в краткосрочной перспективе крайне ограничены.
Валютная выручка Беларуси: тренды последних лет
Экспортная выручка предприятий является одним из немногих каналов поступления валюты в страну. Вместе с тем, на фоне постоянного снижения белорусского экспорта правительству сложно обеспечивать ее увеличение.
За первый месяц 2014 года валютная выручка Беларуси составила 3 млрд. 185 млн. долларов, в том числе поступления от экспорта товаров сложились на уровне 2,54 млрд. долларов, от экспорта услуг страна получила 561 млн. долларов, около 44 млн. долларов было поступило от торговли за валюту в пределах Беларуси.
Январский уровень валютной выручки — самый низкий за последние годы. Более низкий уровень валютной выручки был зафиксирован в первые месяцы 2011 года.
Однако с весны 2011-го валютная выручка Беларуси под действием нескольких факторов (девальвации белорусского рубля, увеличения объемов нефтепереработки, роста мировых цен на калийные удобрения) стала расти. В 2012 году благодаря экспорту растворителей валютная выручка Беларуси в отдельные месяцы достигала максимума (5 млрд. долларов!) за всю суверенную историю страны.
Однако по настоянию России Беларусь в третьем квартале 2012 года вынуждена была прекратить экспорт растворителей, и валютные поступления страны вслед за этим стали снижаться. В 2013-м тенденция сокращения валютной выручки продолжилась ввиду падения экспорта продукции машиностроения (тракторов, грузовых автомобилей) и калийных удобрений. Лишь нефтепродукты, экспорт которых (из-за нерегулярных поставок российской нефти) то падал, то увеличивался, подбрасывали валютную выручку Беларуси то вниз, то вверх.
После того как Беларусь в третьей декаде ноября выпустила из страны гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, Россия согласилась увеличить поставки нефти в Беларусь, и за счет этого в последний месяц 2013-го резко вырос экспорт нефтепродуктов, а, соответственно, и валютные поступления Беларуси.
Но в целом за 2013-й валютная выручка Беларуси снизилась на 6,6 млрд. долларов по сравнению с 2012 годом. Снижение валютных поступлений ведет к сокращению предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, что, в свою очередь, оказывает дополнительное давление на курс белорусского рубля. В этой ситуации правительство пытается всеми силами увеличить экспорт и тем самым обеспечить рост валютной выручки.
Персональная ответственность за рост экспорта
Львиная доля валютной выручки Беларуси поступает в страну в результате экспорта нефтепродуктов, нефти и калийных удобрений. В феврале премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович подписал распоряжение, которым довел до предприятий нефтехимического комплекса ряд целевых показателей, напрямую влияющих на объем валютной выручки страны.
Так, в февральском распоряжении премьера, текстом которого располагает БелаПАН, возложена персональная ответственность на руководство «Белнефтехима» и руководителей нефтеперерабатывающих заводов за выполнение объема переработки нефти (в размере 23 млн. тонн), обеспечение экспорта нефтепродуктов («не менее 10,53 млрд. долларов»).
Кроме этого, руководству «Беларуськалия» поручено увеличить в 2014 году производство калийных удобрений до 9 млн. тонн, а гендиректору Белорусской калийной компании поставлена задача довести калийный экспорт до 2,5 млрд. долларов.
К слову, по итогам 2013 года экспорт нефтепродуктов составил в денежном выражении 10,18 млрд. долларов, экспорт калийных удобрений — около 2 млрд. долларов. Таким образом, за счет двух товарных позиций (калийных удобрений и нефтепродуктов) правительство планирует дополнительно выручить более 800 млн. долларов в текущем году.
Однако в целом задача по увеличению валютной выручки в 2014-м измеряется в миллиардах долларов. На недавнем заседании президиума Совмина Михаил Мясникович заявил, что в нынешнем году предстоит увеличить экспорт товаров на 3 млрд. долларов и при этом сократить внешнюю дебиторскую задолженность.
— Это требование главы государства — вернуть деньги в страну, — сказал Михаил Мясникович.
Рост валютной выручки: возможные варианты
В связи с планами по увеличению экспорта и сокращению дебиторской задолженности правительство уже довело до госорганов соответствующие задания на 2014 год. В частности, Минпрому поручено обеспечить прирост экспорта подведомственных организаций на 16%.
Белорусские эксперты считают эту задачу труднодостижимой.
— Будет большим достижением обеспечить прирост экспорта на уровне прогнозируемого роста ВВП (3,3%). Однако тренд начала года говорит нам о том, что падение экспорта может продолжиться, — полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
К слову, в январе 2014-го товарный экспорт сократился по сравнению с аналогичным месяцем 2013-го на 8,5%. По мнению зампреда БНПА, сокращение экспорта, наблюдающееся не первый месяц, обусловлено не только неблагоприятной конъюнктурой на внешних рынках, но и внутренними факторами — в частности, невысокой конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
— Сегодня необходимо сконцентрироваться не на количественных показателях, а на качественном изменении структуры экономики, направленном на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, — подчеркивает Георгий Гриц.
Учитывая, что проблемы в белорусской экономике носят глубинный характер, обеспечить рост валютной выручки в краткосрочном периоде (в течение года) будет сложно, полагают эксперты.
— В краткосрочном периоде без девальвации и без драматического улучшения ситуации на калийном рынке сделать это будет практически невозможно, — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.
Вместе с тем, уточняет она, даже если девальвация произойдет, положительный эффект для экспорта будет краткосрочный.
— Белорусский экспорт снизился, поскольку конкурентоспособность отечественных товаров сравнительно низкая. Вопрос повышения конкурентоспособности может быть решен только в долгосрочном периоде путем качественных изменений в экономике, которые быстро не происходят, — резюмировала Екатерина Борнукова.
Однако правительство, похоже, рассчитывает увеличить валютную выручку иным путем, который не потребует реформ в экономике. Белорусская сторона предполагает, что в связи с реализацией интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства с 2015 года Минску не нужно будет перечислять вывозные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. К слову, речь идет о больших по белорусским меркам деньгах — только в январе текущего года Беларусь перечислила в российскую казну около 300 млн. долларов в виде нефтепошлин.
Вице-премьер Петр Прокопович в конце 2013 года, выступая в парламенте, прозрачно намекал, что Беларусь рассчитывает с 2015 года оставлять себе деньги, которые сегодня перечисляет в российский бюджет. По словам Прокоповича, благодаря участию в Таможенном союзе Беларусь уже смогла сэкономить около 4 млрд. долларов за счет получения энергоресурсов по более низким ценам.
— С 2015 года мы получим возможность отказаться от перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет. Это еще 3,5-4 млрд. долларов, — подчеркивал Петр Прокопович.
В общем, ставка делается на то, чтобы обеспечить рост валютной выручки за счет российского бюджета. Однако окончательное решение по данному вопросу пока не принято. Скорее всего, стремление официального Минска получить 4 млрд. долларов в свой карман вызовет у Москвы большое желание поторговаться.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»