Громкие заявления белорусских властей о многомиллиардных китайских инвестициях пока что оказались не более чем благим пожеланием.
Белорусско-китайские отношения стали играть более заметную роль в белорусском информационном пространстве. Однако связано это вовсе не с прорывом в реализации двусторонних проектов, а, наоборот, с кризисом в отношениях между официальными Минском и Пекином.
Такой вывод делают эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS), зарегистрированного в Литве, в очередном выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, которым поделились с «Ежедневником».
Эксперты, в частности, отмечают, что впервые глава государства подверг публичной критике проект, позиционируемый как самый значимый в истории белорусско-китайских отношений – строительство Китайско-белорусского индустриального парка (КБИП). Это критика отразила понимание белорусскими властями того, что отношения с КНР развиваются по китайскому сценарию и выгодны прежде всего официальному Пекину, а также его лоббистам в белорусских властных структурах. Такой вариант развития событий был спрогнозирован в исследовании BISS, посвященном белорусско-китайским отношениям, еще в апреле прошлого года.
Период январь-февраль текущего года стал, по-видимому, своего рода моментом истины для белорусских властей, которые питали иллюзии относительно помощи Китая, ожидая притока дешевых кредитов и выгодных инвестиций. После провала этих ожиданий вынуждено было активизироваться китайское лобби, в очередной раз доказывающее неизбежность скорых успехов от сотрудничества с Китаем.
Эксперты напоминают, что в январе-феврале значительная часть событий в развитии белорусско-китайских отношений была связана с подготовкой визита премьер-министра Михаила Мясниковича в Китай и возможной встречи А.Лукашенко с председателем КНР Си Цзиньпинем в Сочи. В ходе этих встреч Беларусь намеревалась договориться о скорейшей реализации ранее провозглашённых совместных проектов.
До визита Мясниковича в Китай (19-24 января) белорусские официальные лица в целом положительно высказывались о развитии сотрудничества с КНР. В частности, президент дважды крайне одобрительно высказался о проекте по сборке китайских автомобилей в Беларуси. Более того, белорусский лидер уже уверенно говорил о сборке не менее 120 тыс. автомобилей в год, подчеркивая, что такие объемы производства ориентированы на экспорт, преимущественно в Россию.
В ходе визита в Китай М. Мясниковича были подписаны соглашения о создании двух СП по производству сельхозтехники. Объявлено, что одним из первых резидентов Китайско-белорусского индустриального парка станет китайская корпорация ZTE. Однако анализ доступной информации о визите позволяет сделать вывод о наличии серьезных проблем в белорусско-китайских отношениях. Так, интерес компании Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd. (BUCC) к Беларуси связан с участием в строительстве жилья в городах-спутниках и реализации других строительных проектов, аналогичных гостинице «Пекин» и микрорайону Лебяжий. Следует понимать, что сам строительный бизнес, на что неоднократно указывал даже глава государства, в Беларуси имеет высокую коррупционную составляющую. Планы по развитию городов-спутников носят преимущественно умозрительный характер, а строительство гостиницы «Пекин» велось с полным игнорированием мнения общественности. Таким образом, ни одного, ни старого, ни нового, а тем более инвестиционного проекта с компанией BUCC привести в пример не получается.
Что касается поставки белорусской продукции в Китай, то эксперты отмечают, что было заявлено о заключении контрактов на сумму всего лишь 10,3 млн долларов США, из которых 9,3 млн долларов США пришлось на 200 тракторов производства МТЗ. Таким образом, громкие заявления и обещания о многомиллиардных китайских инвестициях оказались не более чем благим пожеланием.
Конечно, основная надежда возлагалась на встречу А.Лукашенко с китайским лидером Си Цзиньпинем в Сочи во время зимней Олимпиады. Белорусские СМИ сообщили, что эта встреча состоялась 7 февраля в ходе приёма от имени президента Российской Федерации для высокопоставленных гостей XXII Зимних Олимпийских игр. К сожалению, сайт Министерства иностранных дел КНР, на котором очень тщательно фиксируются любые зарубежные контакты китайского руководства, о такой встрече ничего не сообщает (напротив, визит и встречи М.Мясниковича освещены очень подробно). Это позволяет предполагать, что как таковой двусторонней встречи не было, переговоры либо не велись, либо сразу же зашли в тупик. Стало очевидно, что Китай денег не даст и рассматривает сотрудничество с Беларусью как механизм реализации китайских интересов по экспорту товаров и оборудования.
Реакция на эти неудачи не заставила себя долго ждать. 14 февраля состоялось совещание с участием президента по вопросу строительства КБИП. На нем президент практически слово в слово повторил все аргументы противников строительства парка: имитация деятельности по созданию КБИП, неизвестные источники финансирования (предполагается, как оказывается, белорусский бюджет), неизвестные производства (отсутствие передовых или брендовых предприятий, дублирование белорусской продукции), отсутствие информационной кампании, а следовательно, фактическое отсутствие потенциальных инвесторов, неоправданный характер налоговых льгот в парке, конфликты с местным населением и отсутствие практики их цивилизованного разрешения.
Учитывая серьезную нужду белорусского руководства в финансовых средствах и разгромное совещание у президента по вопросам строительства КБИП, китайская сторона, вероятно, в ближайший период проведет ряд мероприятий, призванных создать видимость активизации значимых двусторонних проектов и даже, возможно, предоставит небольшой кредит. Тем не менее, реальный сдвиг в решении давно обозначенных проблем маловероятен.