Нынешнее вручение Нобелевских премий, похоже, окончательно решило поставить точку на интересе интеллектуальной элиты к этому некогда почетному призу.
Теперь в ее контексте больше стоит говорить не о формировании морально-нравственного тренда, как это было ранее, если это касалось вручения премии Мира и в области литературы, а просто о пополнении бюджета отдельными политиками и писателями своего бюджета на миллион-полтора.
В определении получателя Премии Мира стал доминировать медийный принцип -- кто чаще других светится на экранах телевизоров или на страницах газет, тот и достоин. При этом никто не собирается думать о влиянии этих людей на нормализацию общего морально-этического климата на планете, а только лишь реагируют на уровень цитации в СМИ. Так в этом случае всегда победят американские президенты -- вышедшие в тираж или ныне действующие. Альберту Гору для получения премии понадобилась пара международных конференций по глобальному потеплению, книжка, написанная нанятыми специалистами, и несколько фотографий с Боно. Обаме хватило заявления о том, что когда-то он выведет войска из Ирака.
В комитете по литературе так и вообще никто не может проследить логики. Если говорить по гамбургскому счету, то в прошлом премию получали, за редким исключением, литераторы достойные и бесспорно лучшие, даже если взять лишь советское пространство: Бродский, Солженицын, Набоков. Не очень раздражали даже, на мой взгляд переоцененные Пастернак и Шолохов. Правда и тогда возникали странности. К примеру, никто внятно не смог объяснить, почему не получил премию один из величайших литераторов-гуманистов современности Курт Воннегут, проживший почти 9 десятков лет, и уважаемый во всем мире. А как объяснить получение в этом году премии Гертой Мюллер, при живущих Томе Стоппарде или Джероме Дэвиде Сэлинджере?
Во время объявления лауреатов Нобелевской премии по литературе, когда объявляют фамилию очередного малоизвестного писателя, получившего приз, кто-то из журналистов нобелевского пула обязательно на весь зал произносит: «Ну наконец-то!». С этой шуткой организаторы премии пытаются бороться на протяжении уже многих лет, но безуспешно. У меня ощущение, что скоро журналисты начнут произносить эту шутку хором, и не только на литературном оглашении результатов, но и на Премии Мира.
Хорошо, что мы ни черта не понимаем в физике или химии -- представляю какая ситуация с вручениями там.
Николай Халезин – известный белорусский драматург, художник, журналист, руководитель «Свободного театра»