До следующих президентских выборов осталось уже менее полутора лет, однако белорусская оппозиция продолжает тянуть с выдвижением единого кандидата. Конгресс демократических сил, на котором, собственно, и должен быть выбран «единый», постоянно откладывается. Тем временем о своих президентских амбициях заявляют все более странные фигуры.
Конгресс и все-все-все
Переизбранный 31 мая председателем Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько рассказал журналистам, что единый кандидат в президенты от оппозиции будет определен на Конгрессе демократических сил в начале 2015 года. По его словам, на конгрессе также будет определена «позитивная альтернатива в виде программы действий».
Напомню, что прежде этот конгресс планировалось провести в апреле нынешнего года, сразу после выборов в местные Советы. Но лидеры оппозиции до сих пор продолжают переговоры, определяя механизмы выдвижения делегатов конгресса. Ряд положений уже согласован. Так, каждая из организаций входящих в оргкомитет конгресса будет иметь квоту для своих делегатов, но при этом общая квота не должна превышать 10% от всего состава участников конгресса. Отдельная квота предусмотрена для так называемых «VIP-персон» – известных и уважаемых общественных и политических деятелей Беларуси.
Автоматически станут делегатами съезда те активисты оппозиции, которые были кандидатами в депутаты на минувших выборах в местные Советы. Однако пока не решено, будут ли остальные делегаты конгресса выдвигаться через процедуру сбора подписей или они будут выдвигаться на региональных собраниях, как это было в 2006 году.
По информации БДГ, очередной раунд переговоров по теме конгресса прошел в Минске 3 июня. Наиболее активные их участники – Владимир Некляев («Говори правду»), Анатолий Лебедько (ОГП), Александр Милинкевич («За Свободу»), Ирина Вештард (социал-демократы), Сергей Калякин («Справедливый мир»), Павел Северинец (БХД), Алексей Янукевич (БНФ).
Сейчас организаторы конгресса пытаются встроить в его конструкцию механизм праймериз, идею которых ранее активно продвигала ОГП. Региональные праймериз должны стать еще одним механизмом определения делегатов конгресса. «За это проголосовали единогласно все члены оргкомитета. Это означает, что праймериз быть. Другой вопрос – насколько эта схема будет реализована на практике. Она требует участия 3% от общего количества избирателей в населенном пункте, – цитирует Анатолия Лебедько издание «Белорусы и рынок». – Далеко не все потянут праймериз, но я думаю, что будут такие регионы, которые скажут – давайте мы попробуем. Это очень важно, потому что это попытка найти новых участников политического процесса».
Сам Лебедько также планирует участвовать в выборах единого кандидата – его безальтернативная кандидатура была поддержана делегатами XVI съезда ОГП.
Из первых уст
Обозреватель БДГ взял блиц-интервью у нескольких представителей оппозиции, имеющих непосредственное отношение к выборам единого кандидата в президенты от демократической оппозиции.
Анатолий Лебедько, председатель ОГП:
- Еще в прошлом году, как я помню, Вы со скепсисом относились к идее Конгресса демократических сил, призванного определить единого кандидата от оппозиции. Похоже, теперь Ваша позиция изменилась. Это так?
- Не изменилась, но должно быть движение вперед. Никогда не были валуном на дороге...
- Если участники Конгресса проголосуют за иного единого кандидата от демсил, Вы примете их выбор? Поддержите его?
- А в 2001 и 2006 году было по другому???
- Конгресс предполагалось провести еще в апреле этого года, после местных выборов. Теперь разговор идет про начало 2015-го. Почему так? Не будет ли слишком поздно?
- Вопрос не совсем по адресу. Таких заявлений ОГП не делала. Решение по единому кандидату должно быть принято как можно быстрее. Фактор времени это один из ресурсов.
Андрей Дмитриев, зампредседателя «Говори правду»:
- Конгресс предполагалось провести еще в апреле этого года, после местных выборов. Теперь разговор идет про начало 2015-го. Почему так? Не будет ли слишком поздно?
- «Говори Правду» была готова к конгрессу с начала этого года. У нас есть кандидат, программа и структура. Мы готовы. Но главная цель – получить поддержку тех, кто сегодня выступает за перемены. Это 52% общества. Поэтому приоритетом для нас является работа в рамках «Народного Референдума».
- Объединенная гражданская партия раньше скептически относилась к идее конгресса. А теперь готова участвовать. С чем может быть связана такая перемена?
- Хочу поздравить Анатолия Лебедько с началом его участия в президентской гонке. ОГП выступала за определение единого через процедуру праймериз, ставила это главной задачей на местных выборах. О итогах лучше спросить самого кандидата от ОГП. Но сейчас они участвуют в переговорах о подготовке Конгресса демократических сил.
Павел Северинец, сопредседатель БХД:
- Конгресс демсил, идею которого Вы активно продвигаете, все время переносится. Почему?
- Сейчас идут переговоры между политическими силами. Там уже играет роль не только наше мнение, но и различные мнения наших коллег. Много кто высказывается за позднейшее проведение конгресса. Но, конечно, определенная граница есть. Выборная кампания 2015 года будет идти до ноября, поэтому граница – это весна 2015-го. После нее Конгресс совсем теряет смысл.
- Если Лукашенко пойдет на перенос выборов на более ранний срок, как было в 2006-м, что тогда?
- Тогда Конгресс придется проводить досрочно. Тут ничего другого не придумаешь.
Мамонты и космодром
В последние недели неожиданно активизировались, скажем так, странные персонажи, похоже, действующие по принципу: «не победить, так хоть посмеяться». Так, о своем намерении принять участие в выборах президента в 2015 году заявил брестский политик социал-демократического толка Анатолий Левкович. 27 мая ряд белорусских СМИ сообщил: «оргкомитет по созданию Центристской партии Беларуси, гражданская инициатива «За Левковича», организация этнических украинцев в Беларуси «Украинский дом» и Совет евроатлантического сотрудничества (СЕС) начинают действовать под единым брендом «Левкович 2015». Сам Левкович в комментарии БелаПАНу заявил, что каких-то консультаций и переговоров с инициативами относительно своего участия в президентских выборах не проводил. «Но для меня эта новость приятная. Значит, растет количество сторонников диалога и консолидации в обществе», – сказал он.
Ранее, два года назад, была создана коалиция «За Левковича 2012», которая, однако, тихо умерла вскоре после своего провозглашения. Тогда же, в 2012-м, Левкович заявлял о своих планах создать в Беларуси Центристскую партию и много говорил о своей поддержке Александра Лукашенко.
«Я – один из основателей белорусской социал-демократии. А сегодня оппозицию оседлали перебежчики и бывшие. Я мамонт белорусской политики! Я был демократом задолго до них всех», – сказал Левкович автору этих строк в 2012 году.
Анатолий Левкович с августа 2008 года по октябрь 2010-го возглавлял Белорусскую социал-демократическую партию (Грамада). В конце 2011 года Левковича исключили из партии, поводом послужили его многочисленные странные заявления от имени социал-демократов. 18 марта 2012 года председателем БСДП была избрана Ирина Вештард, вновь переизбранная главой организации в 2014 году.
Нишу откровенного фрика в преддверии выборов занял лидер известной металл-группы Gods Tower Владислав Новожилов (сценический псевдоним Лесли Найф). Музыкант создал собственный сайт со своей предвыборной программой, на котором, в частности, пишет: «Когда я стану президентом, первым делом издам указ о построении в Беларуси космодрома и проведении собственной Олимпиады. Кроме того, мы потребуем вернуть нам все наши исконные земли от Айдахо до Плутона. Мы не станем размениваться на танки, самолеты и пулеметы. Мы построим свою Звезду Смерти с чаркой и шкваркой! Главное что? Главное, чтобы скафандр не жал! А там и до экономики доберемся. … У нас будут самые большие урожаи, межгалактические трактора и Большой хоккейный коллайдер!». Один из пунктов предвыборной программы музыканта – легализация коррупции. «Нельзя игнорировать факт перенасыщенности нашего общества коррупцией. Я признаю, что это врожденная болезнь. Поэтому, в отличие от прочих политиканов, я предлагаю коррупцию легализовать. Мы построим дома коррупции, целые улицы рыжих фонарей, где чиновники смогут заниматься коррупцией в порядке индивидуального предпринимательства. Так мы пополним бюджет и найдем средства на строительство космодромов на селе, а также на модернизацию космического флота», – пишет Лесли Найф.