Неразбериха, которая уже возникла, усилится в 2015 году, когда должно начать работу ЕврАзЭС.
Беларусь пообещала до конца текущего года увеличить поставки в Россию на 15-50% в зависимости от вида продовольствия — таков итог переговоров в Москве вице-премьера Беларуси Михаила Русого со своим российским коллегой Аркадием Дворковичем. Цифры серьезные, учитывая насыщенность собственного рынка импортной продукцией. Но реэкспорта европейского продовольствия под видом беларусского Русый пообещал не допустить, напоминает eurobelarus.info.
Что вообще считать беларусской продукцией? При глубокой переработке западного сырья, при высокой добавленной стоимость, продукт уже будет считаться местным. Но, опять же остались расхождения по этому поводу в нормативных документах Беларуси, России и Казахстана, которые находятся в одном экономическом союзе.
По мнению белорусского экономиста Леонида Злотникова, наиболее серьезные вопросы вызовут поставки свинины, «реэкспорта говядины и молочной продукции у нас нет, креветки и яблоки не столь существенны для нашей торговли, это скорее, детали, которые можно не брать во внимание».
- В последние пару лет мы импортировали примерно 112.000 тонн свинины, в то же время экспортировали в Россию 60.000 тонн. Смотрите, что может быть. Мы можем привезти свинину из-за рубежа, сами ее съесть, а произведенную в Беларуси — отправить в Россию. И вот тот самый тонкий момент — как рассматривать этот вариант? Получается, что все вроде бы законно: продукт, произведенный в Беларуси и т. д. Но можно вспомнить претензии россиян по сахару: тростниковый — на беларусский рынок, а весь собственный из свеклы — в Россию. Как рассматривать все вот такие случаи? Поэтому здесь как-то все мутно, темно и непрозрачно... Оговаривалось ли все это на встрече Русого и Дворковича? Беларусское правительство ведь очень способным оказывается в таких случаях — вспомним недавние «разбавители-растворители». Поэтому пока трудно сказать, что на самом деле получится, говорит Леонид Злотников.
- Дефицита у себя не возникнет с такими обещанными процентами роста поставок в Россию?
- По говядине увеличить на 10% трудно, но можно. Трудно, потому что наблюдается у самих снижение производства сырья. Увеличить по говядине и молоку объемы поставок в России за счет увеличения производства — нереально, скорее, что называется, от себя оторвать. Но все к этому и так идет — снижение потребления на внутреннем рынке, учитывая снижение доходов населения.
- Как все это соотнести с общим экономическим пространством?
- Что дальше с ЕврАзЭС — непонятно. Получается что мы попадаем полноценно в сообщество с 2015 года, а в этом случае все решения по импорту-экспорту принимаются органами союза. Формально, Путин не имел права решать такой вопрос единолично, учитывая близость 2015 года. Но он эту кашу все же решил заварить. Должны быть и единые стандарты, что считать реэкспортом, что экспортом. А тут получается, Путин и про свое детище любимое забыл — все накануне 2015-го вверх ногами поставил. Так чем тогда должна руководствоваться Беларусь? Тем, что товар, ввезенный в Беларусь, может свободно перемещаться по всей территории ЕврАзЭС? Получается какая-то неразбериха — и как кто из нее будет выпутываться, кто наловит рыбки в мутной воде, еще неизвестно. Но возможности создаются колоссальные! Поживем — увидим.