Фильм - осмысление в художественной форме жизненного пути легендарного советского футболиста - Эдуарда Стрельцова.
Стадион "Динамо", в мае впавший в спячку, связанную с глобальной реконструкцией, ожил! Кто бы мог подумать, что нынешней осенью на газон перестраиваемого 35-тысячника Симонян, Иванов и Сальников выведут звездную сборную СССР?
Фантазию обратили в реальность кинокомпании "Централ Партнершип" и "ТМ Продакшн", приступившие к съемкам художественного фильма, посвященного судьбе гениального нападающего московского "Торпедо" и сборной СССР — Эдуарда Стрельцова. О том, чего ждать любителям футбола от уникального российско-белорусского проекта, рассказали создатели ленты: режиссер-постановщик Роман Гапанюк и продюсеры — Рауф Атамалибеков и Ольга Кочеткова, пишет "Прессбол".
Сентябрьская изморось и легкая дымка тумана утром понедельника делали и без того мрачный "Динамо" еще более неприветливым. Арена, видевшая в последние годы многое: от дебюта БАТЭ в Лиге чемпионов до концерта "The Prodigy", должна была выступить в новой роли — стать главной декорацией саги о "русском Пеле".
— Снимаем сцену из матча сборных СССР и Франции, — пояснил режиссер-постановщик картины белорус Роман Гапанюк (ранее — режиссер Брестского академического театра драмы — прим. ПБ), когда мы приблизились к кромке поля.
Фильм — осмысление в художественной форме жизненного пути легендарного советского футболиста — Эдуарда Стрельцова. Человека, который в 18 лет уже был лучшим бомбардиром огромной страны, а в 19 — чемпионом Олимпиады в Мельбурне. Вон он — на втором плане. Парни отрабатывают прием мяча на грудь и обводку на скорости, так что в данный момент трудятся дублеры, — с этими словами Роман оставил меня наблюдать за процессом, отправившись что-то разъяснять съемочной группе.
Оказалось, забить "в стиле Стрельцова" не так просто даже с нескольких дублей. Вот например, как на запущенном динамовском покрытии это попробовали сделать в первый раз:
А это уже один из рабочих вариантов:
— Ну все, теперь можно и поговорить, — с улыбкой заявляет Роман, вернувшийся с главными продюсерами ленты — Рауфом Атамалибековым ("Балабол", "Грач") и Ольгой Кочетковой ("Любит — Не любит", "Военная разведка: Северный фронт"). В таком составе и было решено обсудить детали диковинного для Беларуси проекта.
— В медийное пространство о фильме просачивается крайне мало информации? Что же это за кино?
Рауф Атамалибеков (Р.А.): Фильм, как вы уже поняли, не о сборной СССР. В центре повествования — судьба великого советского спортсмена и прекрасного человека — Эдуарда Стрельцова. Мы рассказываем о личности в непростой эпохе. "Легенда", "русский Пеле" — такими эпитетами характеризовали футболиста. Конечно, в исторической перспективе — это и картина о союзной команде, куда Эдуард входил и за которую забивал, но, в первую очередь, это фильм о Человеке.
— Проект исключительно российский?
Р.А. Нет. Сам фильм создается для Первого канала России. Надеюсь, и в Беларуси его покажут. Группа работников же совместная — российско-белорусская. Съемки будут проходить в Минске, режиссер-постановщик — белорус, большая часть актеров — также из вашей страны. И, что особенно важно, исполнительница главной роли Александра Богданова — уроженка Минска (играет роль первой жены Эдуарда Стрельцова). Продюсеры же из Москвы.
— Неужели Фильм о Москве 60-х годов будет сниматься в одном лишь Минске?
Р.А. Совершенно верно, в Москве запланированы съемки только одного дня. И то, исключительно из-за отсутствия в Беларуси поездов тех лет — нам нужны старые вагоны для сцены.
— И все же, почему Минск? Город — средоточие сталинского ампира?
Р.А. Да. Москва 50-60-х годов очень хорошо воссоздается в вашей столице. Разумеется, в финансовом отношении снимать в Беларуси также выгоднее.
— Картина о футболе. Кто выступил в роли игроков?
Роман Гапанюк (Р.Г.): В профильных сценах задействованы профессиональные футболисты: игроки первой и второй белорусских лиг (Павел Гречишко из "Славии", Дмитрий Макар из "Речицы-2014" и другие). Постановщик футбольных сцен — известный тренер Владимир Курнев. Один из дублеров Дмитрия Власкина (актера, играющего Эдуарда Стрельцова) — Владимир Маковский.
— Стадион "Динамо" сейчас, мягко говоря, не в лучшем виде. Как съемочная группа справляется с издержками реконструкции?
Р.А. Вы знаете, "Динамо" — единственный белорусский стадион, чаша которого напоминает арены того времени даже в "разобранном" виде. По сценарию мы должны воссоздать несколько матчей в разных городах, и все будут сниматься на "Динамо".
— И что, качество газона актеров устраивает?
Р.А. Возможно, покрытие и оставляет желать лучшего, но все остальное нас устраивает. Другие поля — современные. Пластик нам не подходит, он не вписывается в антураж хрущево-брежневской эпохи.
— Если не секрет, какие стадионы не прошли "кастинг"?
Р.Г. Да мы были на всех, даже демонтированных. На "Тракторе" были, "Заре", "Взлете"… Отсмотрели все, но к решению пришли однозначному.
— Сегодняшняя сцена — матч сборных СССР и Франции… Какое место она занимает в кинополотне?
Р.Г. Это, можно сказать, узловая сцена. Именно на этот матч главный герой приводит свою девушку, и именно здесь она понимает, что встречается с легендой. Одновременно, это и звездный час самого Стрельцова.
— Как же в подобных эпизодах обойтись без массовки? Трибуны пустуют…
Р.А. Тут применяются современные технологии. Мы отсняли фрагмент сектора, заполненный болельщиками, и после размножим его цифровым способом на весь стадион. Задействуем компьютерную графику — "клонирование".
Р.Г. Когда-то это называлось — "комбинированная съемка". В принципе, даже в Советском союзе никто не снимал 50 000 зрителей, никто не заполнял стадионы. Брали часть зрителей из массовки и размножали.
Р.А. Да и 50 000 актеров просто физически невозможно переодеть и причесать должным образом. Это не рационально.
Р.Г. Но даже сейчас то, что здесь находится 150 человек, говорит о масштабности проекта. Такого уже давно никто не делал. Во-первых, мы реконструируем историческую эпоху — играем в футбол так, как играли тогда. Во-вторых — используем в работе самую современную технику. То, как снимается футбол в этом проекте — беспрецедентный случай. Это важно.
— Я заметил, например, "вертолетик" с камерой…
Р.Г. Это называется "верхняя точка", на чемпионате мира в Бразилии такие камеры широко применялись. Мы выбегаем на поле с техникой, используем компьютерную графику, цифровую съемку. Думаю, любителям футбола будет интересно увидеть, что получится.
— Насколько мне известно, на суверенном этапе развития Беларуси столь масштабных художественных фильмов о футболе еще не снималось…
Р.А. И в России тоже! Из картин последнего времени можно вспомнить лишь фильм "Матч" (лента о поединке киевского "Динамо" с немецкими офицерами на территории оккупированной Украины). Но то — полнометражный, у нас — многосерийный художественный фильм. Уверяю, это далеко не мыльная опера, кто посмотрит, и сам поймет.
— Согласитесь, проект амбициозный, не боитесь сравнений со спортивными блокбастерами вроде "Легенды № 17?"
Р.А. Мы будем только рады, если нас будут сравнивать. И, полагаю, "В созвездии Стрельца" ничем не уступит названной картине. По размаху — точно.
Р.Г. Мы не боимся даже сравнений со знаменитым "Голом". В любом случае, история, которая рассказывается здесь — уникальна. Вы же не боитесь сравнений, скажем, БАТЭ с европейскими клубами. В кино те же категории. Фильм будет о том, как футбол становится жизнью: Стрельцов играет в него во дворе, в юниорской сборной СССР, во взрослой команде, в тюрьме, где он оказывается по сфабрикованному делу. Лагерный период биографии футболиста — важное место картины, именно в заключении проявляются лучшие стороны характера главного героя.
Ольга Кочеткова (О.К.): Это история страсти, а точнее двух страстей в жизни Стрельцова — к футболу и любимой женщине.
— Кто из исторических фигур будет показан в фильме?
Р.Г. Вся сборная Союза того времени — Симонян, Огоньков, Татушин, Иванов, Яшин… все реальные партнеры Эдуарда по команде.
О.К. Кроме того, вы увидите Фурцеву (министр культуры СССР), ее дочь, Хрущева, Брежнева. Мы стараемся передать трагедию одного человека, но в масштабах страны. Будут и властные интриги, и борьба силовых структур того времени. Главный герой должен будет продраться сквозь эти жернова, перемалывающие жизни простых людей.
Р.Г. Стрельцов, на мой взгляд, личность уникальная. Человеку установлено два (!) памятника. Много ли вы знаете футболистов, удостоенных подобной чести?..
О.К. Соглашусь, уникум. Мы на поле пытаемся восстановить его филигранную технику, знаменитый пас пяткой...
— Проблем с этим не возникает? Справляются делегаты наших "низших" лиг с финтами Стрельцова?
Р.Г. Да, и отлично справляются! За тем их и наняли.
О.К. Мы же не играем в кино, мы его делаем. Для сложных элементов, опять же, существуют компьютерные технологии.
— А где еще они будут использованы?
Р.А. Стандартная процедура: убрать современные вывески, стереть современные названия улиц…
— Насколько удобно осуществлять съемки в Беларуси? Не возникло проблем с инфраструктурой? Городскими властями?
О.К. Все прекрасно!
Р.А. Снимать очень комфортно и удобно. Насколько мне известно, в Беларуси сейчас работает около 19 различных российских групп, и все довольны. Мы очень рады, что делаем картину здесь. Скажу больше: нет принципиальной разницы между московскими специалистами и местными мастерами в плане качества исполнения тех или иных задач. У вас люди более доброжелательные, меньше снобизма.
О.К. Нужно сказать и о наших будущих звездах. Дмитрий Власкин — выпускник школы-студии МХАТ. В этом году его приняли в труппу Московского художественного театра.
Александра Богданова родилась в Беларуси, но училась в Москве. Теперь она — перспективная российская актриса.
В роли Фурцевой — Ольга Тумайкина, в роли Хрущева — Валерий Баринов. Устраивался очень жесткий кастинг, чтобы найти нужные типажи. Стрельцов, например, должен был быть и прекрасным актером, и прекрасным спортсменом. Ансамбль белорусских артистов — высокого уровня, мы довольны.
— На съемочной площадке звучало много комплиментов в адрес костюмов, формы игроков, спортивной экипировки...
Р.Г. Здесь нам очень помог музей московского "Торпедо": общались с консультантами, брали у коллекционеров образцы формы. Экипировка, мячи, бутсы — все шилось.
— То есть, например, те же майки французов — точна копия?
О.К. Да, как и все в фильме. Подготовительная работа проделана серьезнейшая: посмотрите "В созвездии Стрельца" и убедитесь в этом сами.
Фото: Николай Красковский, pressball.by